Учебные пособия      На главную

МИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА
Пособие для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На занятиях по изобразительному искусству в начальных классах можно использовать метод поэтапного изучения и отработки графических элементов, аналогичный хорошо известному и повсеместно применяемому методу обучения письму (каллиграфии) в 1 классе.

За короткий срок первоклассники приобретают навыки начертания десятков букв и цифр, которыми затем пользуются всю жизнь. По-видимому, изучение графической грамоты целесообразно также начинать с элементарных знаков, своего рода графической азбуки.

В сущности, любой ребенок, увлекающийся рисованием, ощущает потребность в такой азбуке и тем или иным способом удовлетворяет ее, изобретая графические элементы или заимствуя их из рисунков своих друзей. Своего рода детский изобразительный фольклор содержит знаки солнца, дома, деревьев, животных, машин, лица и фигуры человека и т. д.

Младшие школьники заимствуют некоторые изображения из книг, открыток, то есть культуры взрослых, и даже пробуют рисовать с натуры, но процесс этот очень затруднен. Дети этого возраста ищут именно изобразительные знаки, «буквы» (если продолжить аналогию с письменностью), чтобы использовать их в собственных «словах» и «фразах», а находят уже готовые, сложные по форме изобразительные конструкции.

Чтобы постепенно преодолеть разрыв между детским и взрослым изобразительным языком, очевидно, нужно начинать с простейших элементов.

Для примера рассмотрим серию упражнений по изучению изобразительных знаков частей лица: глаза, рта, носа и уха.



Эти упражнения выполняются в тетради в клетку; каждый элемент повторяется вдоль всей строки или нескольких строк для отработки автоматизма исполнения. Знаки выполняются без отрыва карандаша (или ручки) от бумаги за исключением зрачка глаза.

После упражнений в тетрадях можно перейти к тематическому рисованию в альбомах или (в зависимости от возраста детей) пройти еще один более сложный этап: соединение знаков в изобразительные «слова», то есть изображение лица в различных мимических состояниях



В первом или втором классах еще нет необходимости требовать от учащихся правильных форм лица и пропорций, так как детям трудно рисовать одновременно с ориентированием по координатной сетке. Пусть они используют изученные знаки, исходя из собственной творческой логики. В третьем или четвертом классах имеет смысл дать в качестве упражнений схемы 2-го этапа. Но и в этом случае цель упражнений в тетрадях – тренировка руки и получение элементарной информации; в творческих же рисунках у каждого свой почерк, и соблюдение всех правил необязательно.

1995 г.



Комментарий 2004 года

На самом деле образцы в данной методике весьма далеки от правильных форм и пропорций, это легко заметит любой профессионал-художник. Но в данном случае следовать правильному проекционному виду лица и античному идеалу не было никакого смысла.

Главный принцип – доступность и ясность тех действий, которые требуется произвести для получения рисунка. Должно было быть абсолютно понятно, с какой точки начать линию, где остановиться, как продолжить и закончить, сколько всего требуется шагов. Образцы составлялись таким образом, чтобы этих шагов было минимальное количество (соответственно, использовался минимум клеток), но при этом рисунок должен был быть несколько более сложным и информативным, чем обычный детский рисунок.

Нужна ли все-таки сетка? Опыт показывает, что части лица вполне можно рисовать в тетради в клетку, первоклассники с этим справляются не хуже, чем с написанием букв и цифр. Лица проще рисовать в тетради в линейку или на чистых листах.

Очень важна поэтапная демонстрация всех действий. То есть взрослый (учитель или родитель) должен обязательно нарисовать все это сам, не торопясь и вслух комментируя каждый шаг, называя части лица, обращая внимания ребенка на точки, в которых движение карандаша приостанавливается и затем меняет свое направление.

В таком случае сетка как ориентир в большей степени необходима для взрослых, не очень уверенных в своих художественных способностях, но желающих помочь своим детям научиться рисовать.

Если демонстрация и комментирование действий производится со всей серьезностью и ответственностью, с рисунками такого рода может справиться и пятилетний ребенок – и без всякой сетки.

Также очень важно продемонстрировать возможность изменения мимики и черт лица. Это создает стимул для дальнейшего творчества. Только не нужно думать, что творческие рисунки появятся немедленно, как по волшебству. Еще более рискованно требовать их. Чтобы «переварить» всю эту информацию, требуется время. Вот если вы сами сможете продемонстрировать сходу такой удивительный фокус, как узнаваемый графический портрет или шарж (используя примерно те же экономные средства), возможно, и детям будет это сделать гораздо легче.


Н.И.Куприянов





Яндекс.Метрика




Hosted by uCoz