Учебные пособия      На главную

5. ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ

Рисунок с фоном и детальной светотеневой моделировкой выполняется с натуры при ярком искусственном освещении. Формат - А-2. Материал - карандаш.

Длительный рисунок гипсовой головы является итоговой работой III семестра. В процессе ее выполнения должны найти себе применение все знания и практические навыки, приобретенные студентами с начала учебного года.

Гипсовый слепок головы человека - один из самых сложных объектов изображения. Такой объект включает в себя массу деталей, самых разнообразных форм, объединяющихся в пространстве как в симметричные (лицо), так и в асимметричные (прическа) группы. Чтобы справиться с этим многообразием, полезно изменить привычный способ восприятия модели. Например, перед началом работы можно сделать набросок ранее изученной схемы внешних форм головы в том положении, которое соответствует внешнему виду натуры с выбранной точки зрения. Это поможет сознательно анализировать и воспроизводить черты модели, не пропустить ни одной из существенных деталей рельефа. Однако в рисунке с натуры требуется передать сходство, то есть как раз то, чем конкретное лицо отличается от схемы.

Для того, чтобы передать в рисунке непосредственно наблюдаемые формы, нужно представить объемное изображение как бы уже нарисованным или сфотографированным, не объемным, а плоским. В целях точного воспроизведения такого рода проекционного образа художники эпохи Возрождения применяли различные модификации специального прибора, так называемой завесы. Простейший ее вариант - стекло в раме, установленное перед моделью. Чтобы точка зрения оставалась неизменной, художник смотрел в это окно через специальный прицел и обводил кистью по стеклу видимые контуры предмета. Завеса была предшественником современного фотоаппарата. Проекционный образ это образ фотографический, а следовательно, уже упрощенный, двумерный. Следующий шаг по пути упрощения образа требует отвлечения от его содержания: нужно забыть, что перед нами изображение головы человека, представить себе чисто абстрактную картину, случайное нагромождение пятен на плоскости. Третий шаг требует разделения этой картины на равномерно окрашенные участки, преобразования ее в абстрактную мозаику. Чтобы затем восстановить объемный образ, нужно соединить куски мозаики в конкретные объемные формы (формы скул, подбородка, лба и т. д.), ориентируясь на воображаемую или реально изображенную на полях рисунка анатомическую схему. И уже в конце работы можно вернуться к обычному, объемному и содержательному способу восприятия и сравнить гипсовую модель с ее изображением, которое теперь уже тоже воспринимается объемным (точнее, иллюзорно-объемным).

Таким образом, основная сложность длительного рисунка заключается не в какой-то особой технике или ловкости рук, а в способности менять в ходе работы установки восприятия.

Традиционно, процесс работы над длительным рисунком разделяется на несколько стадий.

1. Компоновка. Требуется разместить рисунок на листе так, чтобы, с одной стороны, лист был заполнен и, с другой стороны, изображение объекта не выходило за пределы листа, не обрезалось краем. Можно решить эту задачу элементарно: наметить до начала работы поля около 5см шириной. Если даже изображение выйдет за пределы полей, оно останется в границах листа. Еще лучше сделать из картона рамку-видоискатель с подвижной планкой. Через видоискатель (аналог завесы) легко увидеть плоский фотографический образ, определить формат этой воображаемой фотографии, а затем наметить на листе прямоугольник тех же пропорций. Для еще более точной компоновки нужно построить общий силуэт модели.

2. Построение. Схема силуэта. Модель на этом и следующем этапах следует воспринимать в качестве абстрактной картины. На контуре, в тех местах, где он меняет свое направление, мысленно выделяются 3-5 точек, связанных прямыми линиями в многоугольник. Многоугольник изображается на бумаге легкими прямыми штрихами, пересекающимися в углах. Примерно определяется характер этого общего силуэта: симметрия, асимметрия, компактность или вытянутость, наклон.

3. Детальное построение. На внешнем контуре или внутри силуэта намечается следующая точка или ряд характерных точек, которые также объединяются прямыми линиями в плоскую фигуру. Далее цикл повторяется до тех пор, пока весь силуэт не будет заполнен примыкающими друг к другу, подобно мозаике, многоугольниками. Точность построения обеспечивается тем, что новые точки объединяются линиями связи с уже найденными ранее точками. Линии связи между выступающими точками могут проходить и за пределами контура, образуя формы как бы в пустоте, "рисуя пустоту", т. е. конфигурации фона. Карандаш следует держать на весу, намечая построение легкими прямолинейными штрихами.

В процессе построения проекционного образа необходима периодическая проверка рисунка на соответствие анатомической схеме. Здесь используются следующие приемы:

- Нахождение симметричных точек и проверка параллельности связей между ними;
- Нахождение симметричных плоскостей и установление различий между ними;
- Проверка связности плоскостей, расположенных на профильной линии (передних поверхностей лба, переносицы, горбинки, кончика носа, перегородки, верхней губы, нижней губы, подбородка, подъязычной области, гортани);
- Определение расположения и конкретного вида всех внешних форм, соответствующих ранее изученной анатомической схеме.

4. Тональная моделировка. Границы тонов должны быть намечены уже на стадии построения. Для этого нужно увидеть натуру как абстрактную плоскую мозаику, сочетание равномерно окрашенных пятен. Заполнение тоном каждого отдельного кусочка этой мозаики - задача технически очень простая. Плоскость с определенными границами можно затушевать боковой стороной карандаша или заштриховать аккуратными ровными штрихами. Приступая к тональной моделировке предпочтительно использовать тушевку. Во-первых, границы тонов при этом остаются нерезкими, постепенно сливаются с легко (и также несколько размыто) нанесенными линиями построения. Один из существенных признаков завершенной академической натурной штудии - отсутствие контуров. Во-вторых, тушевка не требует такого внимания и сосредоточенности, как штриховка. Внимание здесь требуется для другого: необходимо определить относительную светлоту каждой плоскости. Очень легко перепутать тона, если просто последовательно раскрашивать один "кусок мозаики" за другим. Чтобы избежать этого, необходимо сразу определить большие группы близких по светлоте тонов, например: самые темные, средние тона, светлые и самые светлые. Следует сказать, что для убедительного реалистического изображения требуется не так много градаций тона по светлоте. Обобщенная схема светотени содержит шесть элементов: блик, свет, полутень, удар, рефлекс, падающая тень. На практике требуется всего около десяти (или чуть больше) оттенков.

На стадии тональной моделировки, как и в ходе построения, необходима периодическая проверка рисунка на соответствие анатомической схеме. Отдельные куски мозаики и соответствующие им тона следует подогнать друг к другу так, чтобы возникала иллюзия рельефных форм. Каждая форма, чтобы выглядеть объемной, должна состоять из двух или большего количества плоскостей. Связь плоскостей и тонов может быть намеченной еще на стадии построения, - наиболее темные плоскости каждой формы заполняются очень светлыми легкими штрихами. Простейший пример, иллюстрирующий связь плоскостей и тонов - рисунок куба. Иллюзия объема зависит не только от разнообразия тонов, но и от характера связи между плоскостями. Контурный рисунок сохраняет объемность, искаженное построение разрушает иллюзию, несмотря на наличие тонов.


Зависимость иллюзии объема от характера линейного построения

Фон рисунка составляет отдельную проблему. Характер фона постановки значительно изменяется в зависимости от точки наблюдения. Копировать случайно попавшие в поле зрения детали интерьера не имеет смысла. Поэтому во многих случаях можно прямо на рисунке, независимо от натуры, создать наиболее выгодный фон. Простейший вариант фона представляет собой равномерно окрашенную серую плоскость. Такой фон должен быть средним по светлоте между общим тоном освещенной части головы и общим тоном теней. Второй вариант: рядом с освещенной поверхностью фон выполняется значительно темнее, в направлении затененной части модели плоскость фона постепенно высветляется. В этом случае создается интенсивный контраст модели с фоном. Но и в первом и во втором случаях фон не должен привлекать внимание. Поэтому следует избегать появления на фоне длинных, резко выделяющихся штрихов, штрихов какой-либо необычной формы (например, дугообразной), случайных пятен разной светлоты. Одним словом, фон не должен иметь ни рельефа, ни текстуры. Случайно возникающие светлые пятна устраняются с помощью коротких штрихов, идущих в одном направлении или пересекающихся под небольшим углом. Слишком темные пятна высветляют, осторожно прикладывая к ним резинку (не растирая). Выравнять тона можно не только на фоне, но и в деталях рисунка модели, накладывая четкие короткие штрихи поверх предварительно проложенной тушевки. Это придаст рисунку законченный вид.

Критерии оценки

1. Точность построения.

2. Точность передачи тональных отношений.

3. Техническая чистота исполнения.



Стадии длительного рисунка
Hosted by uCoz