Учебные пособия      На главную

1. ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Четыре зарисовки с живой модели (каждая на формате А-3) выполняются любым графическим материалом по выбору студентов (карандаш, тушь, уголь, соус, гелиевая ручка).

На каждую зарисовку отводится 1 академический час (45 минут). Позируют студенты друг другу по очереди.

Основная задача - передать сходство с моделью. Для ее разрешения достаточно применения тех же методов, что и при исполнении длительного рисунка гипсовой головы. Однако следует учитывать краткосрочность рисунка. Поэтому как при построении проекционного образа, так и в процессе анализа анатомических форм нельзя допускать загромождения листа вспомогательными линиями. Достаточно на первом этапе наметить легкими штрихами границы общего силуэта и конкретных форм. Некоторая размытость очертаний может сохраняться и до завершения зарисовки - это позволяет вносить поправки, уточнения, почти не прибегая к использованию ластика. Если рисунок выполняется тушью или гелиевой ручкой, задача, с одной стороны, усложняется, так как штрихи невозможно стереть, с другой - работа идет в более быстром темпе и вырабатывается умение мысленного анализа форм, очень ценное для рисовальщика.

Светотеневая моделировка не может быть, конечно, в полной мере осуществлена в такой короткий срок. Тем не менее, времени вполне достаточно, чтобы обозначить тональную (светлотную) разницу между локальными оттенками лица, прически, глаз, губ модели. Можно также проложить общий тон тени на лице и прическе или промоделировать размытыми пятнами только места переходов от света к тени на лбу, на надбровных дугах, на скулах, на носу и подбородке.

Проблема передачи сходства нередко вызывает у начинающего рисовальщика излишнюю напряженность, сомнения, стремление к многократным поправкам. "Снять" и одновременно разрешить эту проблему можно двумя способами. Следуя первому из них, рисующий вместо конкретного образа представляет себе абстрактную плоскую картину из линий и пятен и именно ее (т. е. проекционный образ) стремится воспроизвести. Полезен и противоположный, "сверхреальный" подход к восприятию модели, когда художник пытается обнаружить в лице портретируемого сходство с какой-либо другой личностью - например, с кем-либо из старых знакомых или знаменитостей, известных по телепередачам.

Критерии оценки

1. Сходство.

2. Связность форм, анатомическая грамотность.




Портретная зарисовка. Соус. Студенческая работа.


А.Исмагилов. Учебная зарисовка. Гелевая ручка.
Hosted by uCoz