Учебные пособия      На главную

2. ЗАРИСОВКИ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ. СХЕМА СВЕТОТЕНИ

Каждая зарисовка выполняется с натуры на формате А-3; для двух зарисовок можно использовать формат А-4. В качестве модели используются гипсовые слепки с античных (или иных классических) скульптурных оригиналов, освещенных ярким искусственным светом. Материал по выбору: карандаш, тушь, черная акварель. На каждую зарисовку отводится 4 часа.

В ходе выполнения задания отрабатывается действие построения проекционного образа модели. Данное действие включает в себя следующие этапы:

1. Фронтализация образа. Еще до начала работы следует представить объемную форму в виде общего силуэта: не объемной, а плоской, как бы уже нарисованной. Для этого следует сосредоточить внимание на внешнем контуре модели. 2. Схема силуэта. На контуре общего силуэта головы, в тех местах, где он меняет свое направление, мысленно выделяются 3-5 точек, связанных прямыми линиями в многоугольник.

3. Детальное построение. На внешнем контуре или внутри силуэта намечается следующая точка или ряд характерных точек, которые также объединяются прямыми линиями в плоскую фигуру. Далее цикл повторяется до тех пор, пока весь силуэт не будет заполнен примыкающими друг к другу, подобно мозаике, многоугольниками..

4. Схема светотени. Для построения собственных и падающих теней необходимо знать, чем различаются и как связаны между собой элементы светотени. Шесть элементов светотени различают по следующим признакам:

блик - самое светлое место гладкой поверхности, отражение в ней источника света;

свет - область, освещенная лучами, угол падения которых немного отличается от 90 ;

полутени - области, на которые лучи света падают под острыми углами;

удар тени (собственная тень) - самое темное место освещенного объекта, куда не попадают ни прямые, ни отраженные лучи света;

рефлексы - области, на которые попадают отраженные лучи света, они светлее удара тени, но темнее полутеней;

падающие тени - это тени, падающие на окружающие объект плоскости; в зависимости от конкретных условий они могут быть темнее или светлее собственных теней; такие тени могут также падать от выступающих деталей объекта на его поверхность.

Первые три элемента в совокупности составляют освещенную часть поверхности объекта изображения. Три последних элемента составляют теневую часть.

Завершенная зарисовка представляет собой несколько пятен сложной конфигурации, но однородного тона (любых оттенков от светло-серого до черного цвета). Этот однородный тон условно воспроизводит теневую часть, роль освещенной части выполняет белый (не заштрихованный) тон бумаги. Такой схемы светотени из двух тонов достаточно для передачи сходства и характера освещенности модели.

Следует отметить, что такой подход не является декоративной стилизацией. В длительных учебных постановках он используется как один из начальных этапов: прежде, чем перейти к детальной светотеневой моделировке прокладывают легким тоном общие массы теней. Кроме того, обобщение тонов на последнем этапе также является приближением к исходной тональной схеме. Таким образом, данное упражнение можно рассматривать как упражнение, предваряющее длительный рисунок.Кроме того, умение работать, используя минимальные графические средства, является одним из существенных профессиональных качеств художника-графика. Основной причиной ошибок при исполнении этого задания является неумение отличать и отделять полутени (относящиеся к освещенной части поверхности) от собственных теней и рефлексов. Разделение тонов на две основные группы можно сделать более наглядным, если рассматривать модель и рисунок с большого расстояния или сильно прищурив веки. Границу между светом и тенью можно также увидеть более ясно, рассматривая гипсовый слепок с близкого расстояния. Если при этом поместить карандаш между источником света и моделью, то тень от него на освещенной части поверхности укажет на пределы последней: все полутени освещены, и поэтому на них падающая тень от карандаша будет достаточно контрастной.

Критерии оценки

1.Точность построения проекционного образа

2.Точное разделение поверхности модели на освещенную и теневую части.






Учебная зарисовка головы Гомера
Hosted by uCoz