Учебные пособия      На главную

4. ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК ГОЛОВЫ НАТУРЩИКА

Задание выполняется с натуры на формате А-2. Требования к рисунку: детальное построение, светотеневая моделировка, фон. Материал - карандаш.

Способы действий и приемы работы в основном остаются теми же, что и при выполнении длительного рисунка гипсовой голова. Следует, однако, обратить внимание на три существенных отличия: изменчивость модели, разнообразие локальных оттенков и разнообразие текстуры.

Внешний вид натурщика неизбежно изменяется, как бы идеально он ни позировал. Если студент слишком полагается в построении на приемы измерения и воспроизведения проекционного образа, он легко может допустить массу ошибок в деталях. Исправление этих ошибок при каждом случайном изменении положения и выражения лица натурщика затягивают процесс работы и снижают качество исполнения. Поэтому, при всем стремлении быть верным натуре, рисовальщику неизбежно приходится дорабатывать отдельные детали по воображению. Особое значение приобретает знание "наизусть" обобщенной схемы внешних анатомических форм. Это не означает, что индивидуальные черты портретируемого следует сводить к заранее заданному канону. Наоборот: свободное владение пластической анатомией как раз и создает основу для воссоздания неповторимой внешности. Чтобы заметить отклонения от схемы, нужно знать схему. Случается и так, что стремление к объему "во что бы то ни стало" приводит к искажению реальной пластики или придает живой модели вид гипсового муляжа. В таких случаях нужно уметь снова увидеть модель "как она кажется глазу", то есть фотографически, проекционно, плоско. Следовательно, два основных способа действий должны быть достаточно отработаны и находиться "в равновесии" к моменту работы над данной постановкой.

Гипсовая модель имеет единственный локальный тон - белый. Живая модель, даже изображенная графическими средствами, выглядит значительно более живописно. Конечно, передать различия локальных оттенков лица, волос, глаз, губ, деталей одежды сравнительно несложно. Проблема в том, что каждый из этих тонов, в свою очередь, разделяется на несколько оттенков. Как известно, моделировка однородной по локальному тону объемной поверхности может содержать 6 и более элементов. Чтобы справиться с этой разнообразной тональной мозаикой, нужно, прежде всего, ее и увидеть как плоскую абстрактную мозаику. Кроме того, в процессе моделировки лица, прорабатывая даже самые темные тени, необходимо оставлять в запасе еще 2-3 более темных тона.

Особо нужно выделить рецидивы наивного, непрофессионального видения, которые нередко возникают при переходе к новым, непривычным условиям работы. В частности, текстура волос натурщика выглядит после гипсов настолько неожиданно, что начинающий рисовальщик пытается передать ее прямо и непосредственно, имитируя пряди волос штрихами карандаша. Теми же штрихами он передает и общий тон прически, совершенно при этом забывая о светотеневых градациях. В результате в этой части рисунка образуется рыхлое темное пятно, никак не согласованное с общим объемом головы. В таких случаях необходимо полностью стереть изображение прически и начать заново, предварительно выстраивая как общую форму, так и все детали плоскостями. Затем следует определить светлоту тонов этих плоскостей, сравнивая их с оттенками лица. Прежде всего нужно передать общий силуэт и характер деталей, затем объем, далее выявит контрасты локальных тонов, и только на завершающей стадии можно обратиться к имитации текстуры. Достаточно передать несколько наиболее хорошо различимых прядей, - и иллюзия материальности будет достигнута. Но конфигурацию этих деталей нужно точно выстраивать и подбирать тон, а не полагаться на автоматизм штриховки. Учитывая особую изменчивость прически от сеанса к сеансу, лучше всего ее детальную проработку отложить на последний сеанс.

Не менее сложную тональную и текстурную картину представляют собой глаза модели. Чтобы хорошо рассмотреть форму и оттенки глаз и передать их в рисунке, необходимо, во-первых, выбрать место достаточно близко расположенное к натурщику (на расстоянии около 1 метра), во-вторых, размер рисунка должен быть не менее натуральной величины. Глаз состоит из трех различных по светлоте элементов: зрачок, радужная оболочка и белок. Радужная оболочка насколько темнее по краям, чем в центре, у зрачка, однако не следует обводить этот край резкой "проволочной" линией. Прежде всего, должны читаться три основных тона, все детали прорисовываются слегка размыто. Самым резким и светлым пятном может быть блик, который и создает глянцевую текстуру глаза. Блик - это отражение источника света. Он чаще всего наблюдается в области зрачка, но иногда распространяется и на радужную оболочку и белок. Вместе с тем, в зависимости от освещения, на глазах могут вовсе отсутствовать блики или они могут быть едва заметными. Если глаза прикрыты от света веками (но не закрыты), белок глаза может оказаться темнее освещенной части век. Ресницы проще всего не прорисовывать резко, а наметить их размытым темным тоном в области границы верхних век. Под ресницами верхний край глаза слегка затенен. Не следует, разумеется, прорисовывать ресницы декоративными рядами дугообразных штрихов. Если требуется подробная проработка, любые мелкие детали нужно точно выстраивать в пространстве и определять их тон в связи с окружением. Даже единственная мелкая деталь, выполненная неточно, резко и грубо, может испортить длительный рисунок.

В процессе прорисовки губ модели также следует вначале найти основные плоскости и "вылепить" форму, создать освещение и лишь затем усилить тона, учитывая локальную окраску, сравнивая ее с тоном лица. Нужно учитывать, что и лицо может быть неоднородного тона (например, вследствие загара). Детали одежды требуют того же подхода: точное построение, затем светотеневая моделировка крупными плоскостями; далее уточняется локальный тон. На завершающем этапе, не нарушая общей тональной лепки, можно имитировать текстуру или прорисовать орнамент на одежде.

Фон предпочтителен со всех сторон равномерно серый, светлее теней на лице, или изображающий реальную стену, драпировку и т. п. Фон с переходом от темного к светлому, применявшийся в рисунке гипсов, здесь не подходит.

Критерии оценки

1. Точность построения

2. "Лепка" формы плоскостями, передача освещения.

3. Контрастность локальных тонов, "живописность" рисунка.

4. Передача текстуры, материальность.




Голова натурщицы. Учебная работа А.Заярнюка
Hosted by uCoz