В раздел "Теория" II На главную страницу


ГОЛОСА ПРИРОДЫ И ДИАЛОГ ХУДОЖНИКОВ


Философ и исследователь культуры в ее многообразных семиотических аспектах А. Ф. Лосев утверждал, что «всякое искусство, даже и максимально реалистическое, не может обойтись без конструирования символической образности. Символизм противоположен не реализму, но абстрактно самодовлеющей образности, избегающей всяких указаний на какую-нибудь действительность, кроме себя самой». Вместе с тем абстрактно самодовлеющая образность, по мнению Лосева, в чистом виде вряд ли возможна. Речь, по-видимому, может идти лишь об ограниченных установках восприятия.

Вне культуры существует природная зрительная коммуникация: маскировочная, привлекающая, отпугивающая окраска и форма растений и животных. Сходная система эмоциональных знаков существует в обыденном восприятии и оценке произведений искусства: «точно как в жизни», «непонятно», «красиво», «ужасно». Это минимальная основа, исходная тоска развития изобразительного языка и мышления. Но торможение на этом уровне усвоения эстетической информации (даже при значительном ее объеме) препятствует осознанию общей картины эволюции искусства и полноценному прочтению конкретных художественных произведений.

Искусство, разумеется, отражает жизнь. Но прямолинейная схема отражения: «объект – картина, созданная художником – зритель», – не вполне адекватна. Внешние впечатления и внутренние переживания (которые и являются объектом отражения) не выражаются непосредственно, и не только в расчете на зрителя творит художник. В своем творчестве он прежде всего вступает в диалог на определенную тему с кем-либо из своих предшественников, и в таких диалогах развивается его способность к выражению собственных мыслей и образов, включаемых тем самым в конкретный культурно-исторический контекст. И если зритель не видит второго участника диалога (или целой цепи диалогических взаимосвязей), он склонен к «реалистическому», а по существу – отвлеченному, абстрактному истолкованию произведений искусства.

Средством раскрытия изобразительных диалогов может быть наглядное сравнение произведений разных авторов, стилей, эпох. Сверх того, язык изобразительного искусства не является изолированным внутрицеховым диалектом: сходные идеи, образы, символы, архетипы пронизывают всю культуру, связывают в единый эволюционный поток разные виды искусства с религией, философией и даже наукой и материальным производством.

1996



Яндекс.Метрика





Hosted by uCoz