В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты экспериментального формирования изобразительной деятельности у студентов ХГФ и теоретическое осмысление обнаруженных фактов подтверждают ранее выдвинутую нами гипотезу. Это приводит к иному пониманию принципиальной основы, состава и структуры процесса обучения изобразительной графике, чем те варианты их трактовки, которые сложились к настоящему времени.

Суммируем основные моменты защищаемой нами теоретической позиции.

1. Ни внешние зрительные впечатления, ни внутренние импульсы к самовыражению, ни даже объекты культуры или образцы действий, взятые вне ролевого взаимодействия и знаково-коммуникативного контекста, не являются источником развития изобразительной деятельности и не могут быть основой обучения. Источником развития и основой обучения может быть только межличностное взаимодействие, сотворчество, в котором совпадают коммуникативные, художественные и педагогические процессы. Это взаимодействие мы рассматриваем в качестве идеальной модели деятельности. Изобразительная графическая деятельность, как одно из проявлений такого рода идеальной модели, является, наряду с устной, жестовой и письменной речью, полноценной формой знаково-коммуникативной деятельности. Она может быть разделена на значащие действия, результаты которых представляют собой элементы изобразительного графического языка. Изобразительная деятельность формируется только в процессе общения на изобразительном языке, и мотив общения является для нее системообразующим.

2. Исторический анализ изобразительной графической деятельности с психолого-педагогических позиций позволяет выделить и условно обозначить следующие основные стадии ее развития:

1) стадия пиктограмм;

2) стадия протокомиксов;

3) стадия многоплановых композиций;

4) стадия проекционного реализма;

5) стадия открытого пространства культуры.

В структуре исторически сложившихся стадий отражена их последовательность. Она не может быть изменена в процессе передачи и усвоения социального опыта, поскольку составляет существенную его часть.

Распространенная в художественной педагогике ориентация на две последние стадии, минуя все предыдущие, теоретически не обоснована и малопродуктивна. Подобная установка создаёт иллюзию достижения высокой стадии развития изобразительной деятельности, препятствующую реальному развитию.

3. Актуальной практической задачей художественной педагогики следует признать разработку условий формирования изобразительной деятельности второй стадии. Для этого требуется построение педагогического процесса на основе целостных и взаимосвязанных единиц изобразительной деятельности.

Единица изобразительной деятельности включает в себя: 1) роли творческой личности (роли реальных участников процесса сотворчества); 2) роли персонажей; 3) знаковую форму; 4) композиционную форму. Сохраняя общую структуру, на каждой последующей стадии единица изобразительной деятельности приобретает новые компоненты, причем возрастает не только их разнообразие, но и связность.

На первой стадии развития изобразительная графическая деятельность формируется в результате установления и смены ролей инициатора, исполнителя и зрителя (роли творческой личности), демонстрации, порождения, отбора, усвоения жестово-графических и зрительно-иллюзорных знаков, их объединения в пиктографической композиционной форме, отражающей ролевые отношения персонажей.

На второй стадии (на основе всех компонентов первой) формируются роли сценариста, геометра и режиссера, знаковые формы приобретают метрическую и ортогонально-проекционную организацию, композиция выстраивается в форме взаимосвязанного ряда эпизодов, сопровождаемых письменным комментарием (прото-комикс).

Первая стадия в онтогенезе формируется у большинства детей в дошкольном возрасте. Достижение второй стадии не планируется ни на одной из ступеней образовательной системы. Развитие в этом направлении происходит лишь в результате случайно сложившихся благоприятных обстоятельств. Однако данные проведенных нами исследований и экспериментов позволяют утверждать, что стадия протокомиксов может быть сформирована в условиях массового обучения. При этом складывается ситуация продуктивного учебного взаимодействия, происходит не только передача и усвоение заранее подготовленного, известного материала, но и порождение элементов нового социального опыта. Это реальное, а не условное (учебное) творчество. Существенная особенность процесса – совместное функционирование и взаимопостроение устной, письменной и изобразительной речи.

Поскольку в развитии системы художественного образования и эстетического воспитания решающим звеном является подготовка будущих педагогов, конкретная педагогическая технология формирования изобразительной деятельности второй стадии была нами разработана применительно к условиям художественно-графического факультета. Это создает базу не только для последующего перехода на более высокие стадии развития изобразительной деятельности, но и для переноса и адаптации полученного материала к начальным ступеням образовательной системы (из вуза в школу).

4. Теоретически разработанная нами общая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной речи включает в себя следующие три уровня.

Карта 1. Уровень формирования способности произвольного движения по шкале развития изобразительной речи. Только на этом уровне возможна полноценная передача собственно педагогических функций, т. е. передача учащемуся роли инициатора деятельности в целом.

Карта 2. Уровень формирования изобразительной графической речи в пределах конкретной стадии.

Карта 3. Уровень формирования способности построения словарных и грамматических моделей изобразительного языка.

Данная трехуровневая система соответствует цели нашего исследования, т. е. является эволюционной теоретической моделью формирования изобразительной деятельности как сферы передачи, усвоения и порождения социального опыта. Материалы формирующего эксперимента позволяют утверждать, что разработанная нами модель педагогического процесса, будучи построена на специфическом изобразительном материале, содержит в себе существенные черты модели деятельности, применимой в более широком предметном контексте.

Вместе с тем на пути приближения реального процесса обучения изобразительной графике к его полной и развернутой модели наше исследование намечает лишь начальные шаги. Вышеперечисленные заключительные теоретические положения ведут к настоятельной необходимости продолжения работы в следующих перспективных направлениях: разработка системы формирования изобразительной деятельности в пределах стадий пиктограмм и протокомиксов для общеобразовательных школ и детских художественных студий; разработка педагогических условий перехода со второй стадии изобразительной деятельности на третью и последующие стадии; определение условий применения общей карты процесса обучения, составленной на материале изобразительной речи, в целях формирования иных видов семиотической деятельности; определение общеобразовательного потенциала изобразительного языка, исследование его лексики и грамматики и возможностей их расширения.

Hosted by uCoz