В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


ГЛАВА 1.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


Основной задачей первой главы настоящего исследования является разработка общей схемы стадий развития изобразительной графической деятельности. Можно ли рассматривать это развитие как естественный процесс с присущими ему неизменными объективными законами? По-видимому, для этого субъект (наблюдатель, исследователь) должен находиться или хотя бы мыслиться вне сферы действия исследуемой области, т. е., фактически, вне человеческого общества. А поскольку такого рода «отстранение» может быть только относительным, – можно, например, находиться вне определенного «прожитого» возраста или вне пройденного обществом исторического периода, – закономерности, выявленные с таких позиций, также оказываются относительными, частичными. Особенности наличного состояния исследуемой области есть только временные условия и ориентиры для дальнейшего развития (118, 55). Объективной позицией исследователя является не отстраненность, а включенность в процесс, причастность как ко времени индивидуальной жизни в целом, так и к историческому времени. В теоретическом плане такая позиция позволяет не только детально рассмотреть онтогенетический и исторический (филогенетический) процессы развития изобразительной деятельности в свете современной педагогической теории, но и построить единую схему стадий – не в качестве естественного закона, а в качестве педагогического проекта.

Hosted by uCoz