В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


1.1. Онтогенез изобразительной
деятельности как педагогически обусловленное явление

Онтогенез – традиционный предмет исследований психологической науки. Психология рассматривает этот процесс по-разному – в зависимости от исходных методологических предпосылок. Движущей силой развития может быть объявлена внутренняя активность индивида, воздействие внешней среды или то или иное сочетание этих факторов(145; 181; 60; 65; 183; 190). В советской психологии такой движущей силой считалась совместная деятельность. Может быть, эта предпосылка не всегда и не всеми до конца осознавалась или вытекающие из нее следствия не всегда проводились в жизнь. Но совершенно очевидно, что предмет такого рода психологических исследований совпадает с предметом педагогики (разница, может быть, только в границах и масштабах рассматриваемых явлений). Желая подчеркнуть различие между двумя научными дисциплинами, В.В.Краевский писал: «Психологические закономерности обязательно нужно знать и учитывать, но основой для разработки педагогических принципов могут служить педагогические же, а не какие-то другие закономерности, т. е. закономерности совместной деятельности учителя и ученика, а не протекания психических процессов в голове учащегося» (87, 17). Мы в дальнейшем изложении, используя данные психологии, взятые из различных источников, будем придерживаться того положения, что любые психические процессы и явления обусловлены теми или иными особенностями совместной деятельности. Но для того, чтобы раскрыть потенциал специфически учебной деятельности, мы считаем возможным рассматривать как прототип педагогических действий любые формы сотрудничества, а не одни лишь взаимодействия учителей с учениками.

Hosted by uCoz