В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


1. 2. Историческое развитие изобразительной деятельности как сферы передачи, усвоения и порождения социального опыта
Функция обучения состоит в передаче социального опыта, т. е. опыта общественно-исторического. В этом смысле реальная история должна быть моделью для педагогических обобщений и построения ступеней онтогенетического развития. И вопрос не в том, совпадают ли схемы филогенеза и онтогенеза «объективно», – они должны совпасть именно в результате субъективных действий учителя и ученика.

Однако сами по себе данные истории и искусствознания, как и других наук, вовсе не ориентированы на решение проблем обучения. Как справедливо ответил автор книги, посвященной формированию творческого мышления, А.К.Дусавицкий, здесь требуются исследования особого рода: «необходим поиск адекватных собственных действий ребенка с материалом, на основе которых совершается движение его мысли от абстрактного (наиболее общего принципа) к конкретному (многообразию частных случаев). (...) Науку не интересуют способы действий, лежащих за понятием (лингвист имеет дело со сказуемым, а не с тем, как его выделять). Поэтому проблема выделения таких действий (а они специфичны в каждой системе знаний), позволяющих ребенку самостоятельно строить общие правила, нигде не решена» (64, 79).

Таким образом, для построения схемы филогенеза критерием должна быть возможность выделения специфических способов действий, присущих каждой стадии развития изобразительной деятельности. Но поскольку развитие характеризуется не только изменениями объекта, но и его самотождественностью на каждой стадии, необходим также и критерий этой самотождественности. Изобразительная специфика действий – критерий первостепенный, но не достаточный для обеспечения устойчивости всей системы. Вспомним один из выводов предыдущего параграфа: «изобразительная деятельность на любой стадии развития является фиксацией опыта реальной или воображаемой ролевой игры». Несомненно, что этот механизм формирования изобразительной деятельности в онтогенезе является отражением аналогичного филогенетического процесса.

Ролевая игра, по нашему мнению, это универсальная основа всей коммуникативно-деятельностной сферы. И критерием «вписанности» в эту сферу и, вместе с тем, самотождественности изобразительной деятельности как единой системы служит отраженная в ней на всех стадиях структура ролевой игры. Эта структура включает следующие компоненты: роль, игровое употребление предметов, игровые действия и реальные взаимоотношения партнеров по игре. Но, учитывая специфику целей и задач исследования, мы должны уточнить и дополнить содержание данной схемы.

Важнейшим и определяющим из всех перечисленных пунктов Д.Б.Эльконин считал роль (193, 31). Функция ролевой игры – это, в первую очередь, усвоение смысла реальных отношений между людьми. Роль персонажа, действующего в иллюзорном игровом мире, и есть обобщенное выражение этих отношений. Но и реальные взаимоотношения партнеров по игре или совместному творчеству не могут выражаться ничем иным, как ролями. Эти частные роли выражают различные аспекты такой обобщенной характеристики, как роль творческой личности (в отличие от роли персонажа). Можно предположить, что в филогенезе сознательное воспроизведение реальных партнерских отношений в ритуале (первоначально складывавшихся стихийно) оказывало воздействие и на развитие «внутреннего» символического сюжета ритуала и ритуальных изображений.

Игровое употребление предметов – это одна из форм оперирования знаками. В изобразительной деятельности предметами-заместителями являются пятна и линии на плоскости, однако на разных стадиях филогенеза принципы организации этого исходного материала значительно различаются, что позволяет говорить об эволюции знаковых форм.

Предметы-заместители в игре разделяются на предметы, замещающие реальные вещи (связанные с действиями) и сюжетные игрушки (носители образов, ролевых значений). В изобразительной деятельности из ряда графических конфигураций одни выделяются и принимают на себя роли персонажей, другие приобретают значение атрибутов. При этом изображаемый персонаж и его атрибуты по способу организации знаковых форм могут быть идентичными (персонаж, например, может быть полностью построен из атрибутов), и их функции прочитываются лишь в общем контексте. Отсюда приобретают особое значение композиционные формы, характеризующие способы организации игры или деятельности в целом. Композиционные формы определяют игровое поле: условия игры и ее правила и, соответственно, изобразительное поле: условия и правила действий в его пределах.

Игровые действия, как и роли, разделяются на реальные и символические. Но если в игре действия персонажей преобладают, то в изобразительной деятельности они сняты, вытеснены в план воображения или припоминания и преобладают реальные действия по организации знакового материала. Поэтому и мы будем рассматривать главным образом способы реальных, а не символических действий. Заметим только, что в ритуалах и мифах исходным сюжетным материалом служили «натуральные» функции: рождение, инициация, свадьба, охота, война, смерть. Сохраняя эту основу, в своем дальнейшем развитии линия действий персонажа в принципе воспроизводит (в результате рефлексивного смещения смысловых акцентов) линию развития действий творческой личности.

Итак, в качестве инструмента теоретического анализа развития изобразительной деятельности как специфической системы знаков мы будем использовать структуру из пяти звеньев:

1) роль персонажа;

2) роль творческой личности;

3) реальное действие;

4) знаковая форма;

5) композиционная форма.

Основанием для выделения стадий будут служить исторически достоверные совокупные изменения всех звеньев данной структуры.

Hosted by uCoz