В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


1.2.1. Стадии развития языка графических символов
Пятая стадия

Каждая последующая стадия формируется в результате обнаружения позиции, с которой возможен отстраненный взгляд на содержание предыдущих стадий. Новая позиция, как правило, утверждает себя, первоначально отрицая и разрушая предыдущую. Открытие в середине 19 века искусства дорафаелевского периода в качестве образца, а не «примитива» было началом целой анфилады открытий в филогенетическом пространстве культуры. С каждым таким шагом возникали все новые и новые течения в искусстве, отрицающие как проекционный реализм, так и друг друга. Параллельно этим процессам развивается массовая печатная продукция, реклама, в 20 веке – кино, телевидение, компьютерная графика. И все эти информационные системы непрерывно впитывают и перерабатывают образы и сюжеты всех доступных эпох и стилей. Картина как композиционная форма (и как образное видение мира) начинает распадаться на фрагменты и развертываться в комикс, в фильм, в репортаж. И одновременно происходит свертывание и сюжета и самой изобразительности. Рамки идеографического языка вновь расширяются.

Мы определяем пятую стадию как стадию открытого пространства культуры.

В персонажном слое рядом с ролью невидимого наблюдателя возникает во многом противоположная роль автора. Собственно говоря, авторская манера проявлялась всегда, но теперь она акцентируется и составляет едва ли не главную ценность произведения. Автор-персонаж ведет себя как демиург, по собственному произволу устанавливая законы своего мира. При этом реальный автор разрабатывает для виртуального демиурга обоснование его поведения в форме идеологического и эстетического манифеста (54; 79). Роль идеолога предполагает уже не критику действительности, а критику самого идеала.

Еще одна новая роль – изобретатель языка. Осознание разнообразия и относительности знаковых форм создает свободу выбора. И даже консервативная и традиционалистская позиция тоже становится результатом выбора и изобретения (120,37; 162). Поскольку художники 20-го века осознают родство искусства и игры, значение приобретает и роль создателя собственного имиджа, определяющего поведение на публике (54; 66, 32; 7, 21, 123-159).

Попытки внедрить элементы пятой стадии в сферу художественного образования предпринимались с начала 20-го века. Результатом стало вытеснение традиций проекционного реализма из ведущих художественных учебных заведений во многих странах (что, кстати, мало отразилось на реальном положении вещей: огромное количество художников по-прежнему «умеющих рисовать» иллюстрируют книги, создают мультфильмы, компьютерные игры и... даже поставляют в Россию пособия по академическому рисунку). В связи с признанием эстетической ценности детского рисунка значительно изменилась методология и методика массового эстетического воспитания. Для нас существенно то, что и здесь воспроизводится попытка прямой адаптации системы образования к внешнему и последнему результату развития культуры без учета филогенетических стадий. Педагогический натурализм мирно уживается с самыми авангардными эстетическими концепциями. Это означает, что открытое пространство культуры – пока еще не вполне пространство и являет собой только набор несвязанных, противоречащих друг другу позиций.

Вместе с тем, характер современной стадии филогенеза предоставляет уникальные возможности для преодоления этих противоречий хотя бы потому, что они становятся все более наглядными. К тому же, роль исследователя, переориентированная на пятой стадии с природы на культуру, может трансформироваться далее в роль посредника – «строителя мостов» в пространстве культуры (20, 333). На наш взгляд, эта гипотетическая роль является идеальной моделью педагогической профессии, предназначение которой как раз и заключается в обустройстве связей и переходов между различными стадиями развития в едином историческом времени.

Основные параметры рассмотренных выше пяти стадий развития изобразительной деятельности представлены в таблице 1.
Табл.1. Стадии исторического развития изобразительной деятельности как сферы передачи социального опыта

Ста-
дии
Роль
персонажа
Роль творческой личности Знаковая форма Композици-
онная форма
I Предельно общие сущности, противопо-
ложности: охотник – зверь и т. п.
  1. Инициатор
  2. Исполнитель
  3. Зритель
Жестово-
графический след
Пиктограмма
II Социальные функции
  1. Сценарист
  2. Режиссер
  3. Геометр
  1. Иероглиф
  2. Идеограмма
  3. Ортогональная
    проекция
Протокомикс (рисунок-
рассказ)
III Идеальные личности
  1. Актер
  2. Декоратор
  3. Костюмер
  1. Аксонометри-
    ческая проекция
  2. Тональная моделировка
Многоплановая композиция
IV Индивидуаль-
ные характеры


Роль зрителя (наблюдателя)
  1. Социальный критик
  2. Исследователь-натурфилософ
  3. Собиратель фактического материала
  1. Перспектива
  2. Светотень
Картина (ключевая мизансцена сюжета)
V Роль автора (творческой личности)
  1. Идеолог
  2. Создатель собственного имиджа
  3. Изобретатель языка
Монтаж элементов разных стадий Авторская композиционная форма
Hosted by uCoz