В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


1.2.2. Единица изобразительной деятельности.
Вначале необходимо определить более общее понятие: «единица деятельности» – и выяснить, как это понятие применяется на конкретном материале.

• Единицей деятельности, по А.Н.Леонтьеву, является действие (111, 107).

• Д.Б.Эльконин единицей игры называет роль и связанные с ней действия (193, 31).

• Б.Д.Эльконин, рассматривая деятельность в ее развитии, единицу развития определяет как значащее действие (195, 166).

В самом деле, деятельность и действие никогда не бывают чисто физическими или физиологическими процессами, они всегда что-то значат, имеют значение для самого действующего и для других людей. В роли же содержатся мотив, личностный смысл и цель, т. е. опять-таки значения. Но если с ролью связаны «действия», то одно-единственное действие уже не может составлять единицу деятельности.

В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ приводят следующую формулировку: «Исходной единицей для обучения письменной речи может быть только текст – семантически целостное речевое высказывание» (122, 69). Очевидно, что единица –это все же не только текст, но и действия по его построению. Однако авторы связывают действия почему-то уже с другим термином – «моделью деятельности». И эта модель, разумеется, строится не из одного, а из нескольких разных действий(122, 68-71).

В педагогической литературе встречается и такой, сходный по смыслу с единицей и моделью термин, как «генетическое основание» деятельности. Дело, конечно, не в терминологии, а в том, чтобы определить, с чего должно начинаться формировании деятельности, чтобы этот процесс был эффективным. Но какое бы то ни было действие, если оно изолировано, не может быть эффективным – эффект возникает лишь как результат пересечения действий и даже взаимопостроения ролей и действий (первоначально в совместной деятельности). Образно говоря, единица это не «атом», а «молекула» – некая минимальная структура, при деформации которой одна деятельность преобразуется в другую, либо разрушается полностью. Л.С.Выготский, отмечая «неразложимость» единицы, очевидно, имел в виду именно эту особенность (Цит. по: 193, 23).

Суммируя все эти данные, мы можем дать необходимое нам конкретное определение. Единица изобразительной деятельности – это совокупность действий, определяемых ролями и направленных на создание целостной изобразительной композиции. Но поскольку действия должны быть значимыми, в структуру единицы деятельности с необходимостью входят и знаковые формы. То есть изобразительная композиция – полный аналог «семантического целостного речевого высказывания» или текста, только текст составляется на изобразительном языке. Именно эту структуру, ее компоненты и их изменчивость в филогенезе мы рассмотрели в предыдущем разделе.

Первая стадия филогенеза соответствует минимальному уровню функционального развития изобразительной деятельности – уровню формирования первичных композиционных форм – пиктограмм. Если определять единицу (или генетическое основание) изобразительной деятельности предельно кратко, одним словом, опуская динамические и структурные характеристики, то это слово – пиктограмма. До формирования стадии пиктограмм можно наблюдать продуцирование изолированных символов и графических следов, «встроенных» в иные формы деятельности. «Выше» стадии пиктограмм деятельность приобретает более развитую форму и не может уже рассматриваться как исходная.

Очень важно, что распад генетического основания ведет к разрушению изобразительной деятельности в целом, в то время как деформация или несформированность отдельных компонентов последующих стадий приводит только к возврату на предыдущую ступень.

Hosted by uCoz