В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


1. 3. Современные педагогические концепции и технологии и проблема формирования изобразительной речи

Мы рассмотрели проблему формирования и развития изобразительной деятельности в двух аспектах: в онтогенезе и в филогенезе. В результате было обнаружено расхождение между реально достигаемыми стадиями и предполагаемыми более высокими (современными) стадиями, на которые направлено обучение.

В художественной педагогике эволюционная схема изобразительного языка и изобразительной речи не разработана. Более того, эта проблема не решена и по отношению к иным сферам семиотической деятельности, в частности, устной и письменной речи (122). Принцип обучения «от простого к сложному» не может быть, конечно, обойден. Однако при его реализации имеется в виду не создание условий для развития изобразительной речи как целостного образования, а линейный процесс «сборки» неизменного лексикона из отдельных элементов «от частного к общему». Но лексикон высоких стадий с исходных позиций ученика оказывается необозримым, и шансы собрать этот «механизм» и привести его в действие исчезающе малы. Такая псевдоэволюция в реальной практике обучения вытесняет процесс подлинного развития (64; 186).

Отсюда возникает необходимость рассмотреть данную проблему в ее третьем аспекте, т.е. в аспекте возможностей ее разрешения посредством современных общепедагогических концепций. Разумеется, мы с самого начала стремились руководствоваться в своем исследовании основным теоретическим установкам педагогики развития. В данном же параграфе, удерживая избранные методологические позиции, мы рассмотрим педагогические концепции и технологии, направленные на достижение конкретных практических результатов. Если предметом педагогики является развитие ребенка, целью – освоение им пространства культуры и истории, то для этого предмета и этой цели требуются соответствующие средства.

Предваряя основное изложение, отметим три существенных момента.

• Поиски педагогических средств будут направлены на реконструкцию в учебном процессе в основном второй и третьей стадий филогенеза, т. е. пропущенных стадий.

• Соотношение употребляемых нами терминов «изобразительная деятельность», «изобразительная речь», «изобразительный язык» требует пояснения.

Мы не рассматриваем цветовые характеристики изобразительной деятельности, в остальном применение нами этого термина вполне традиционно. Однако результаты вышеприведенного теоретического анализа показывают, что изобразительная деятельность на любой стадии основана на более или менее развитой лексике и грамматике изобразительного языка.

Таким образом, изобразительный язык имеет характер стабильного «игрового поля», т. е. предмета, условий, средств, а также целей и результатов, которые могут быть отчуждаемы от непосредственного процесса деятельности. Именно эта относительная устойчивость элементов языка и позволила исследовать стадии его исторической эволюции.

Вместе с тем, такие характеристики рассматриваемой формы деятельности как «конструктивная», «декоративная», «продуктивная» или даже сугубо «изобразительная» (т. е. подражательная, копирующая) оказываются менее существенными, чем ее определение в качестве знаковой деятельности, вполне сопоставимой, например, с письменной речью. Это дает основание для употребления термина «изобразительная речь» в качестве синонима «изобразительной деятельности», причем синонима более адекватно раскрывающего суть данного явления культуры (141, 69).

• Изобразительную речь, на наш взгляд, нельзя сформировать как узкоспециальный процесс, поэтому мы будем рассматривать ее как важнейшее для нас звено комплекса: изобразительная речь – игровая деятельность – письменная речь.

Hosted by uCoz