В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


2. 2. Состав и структура педагогической деятельности по формированию и развитию изобразительной графической речи
Для того, чтобы педагогическая деятельность по формированию и развитию изобразительной графической речи была эффективной, необходимо составить схему ее ориентировочной основы. В этом состоит завершающая задача нашего исследования, требующая обобщения всех ранее полученных данных. Сложность этой задачи в том, что схема в данном случае должна ориентировать не учащегося, а педагога и охватывать не отдельные действия или их группы, а деятельность по формированию изобразительной речи в целом. Вместе с тем и ориентировочная основа отдельного действия, по П.Я.Гальперину, «очень сложное образование, в котором различаются две части:

1) образ объекта, который предстоит получить, с определенным внутренним строением, свойствами и признаками, словом – модель будущего результата, соотнесенная со свойствами исходного материала;

2) образ системы операций, подробный план действий. С помощью этих операций сначала проверяется состав, качество, состояние всех условий задачи, а потом выполняются преобразования, обеспечивающие последовательное превращение исходного материала в заданный продукт» (39, 228).

Эти два момента более развернуто представлены в учебной карте, использованной в экспериментах З.А.Решетовой (153, 154-156).

Первый момент – это анализ цели, предмета и средств деятельности.

Второй – рассмотрение плана деятельности, включающего: подготовку к выполнению задания, т. е. подготовку предмета и подготовку средств; проведение технологического процесса в соответствии с заданными характеристиками, последовательностью действий и определенными объектами контроля; анализ продукта на качество, т. е. сравнение данных по всем параметрам и установление наличия или отсутствия отклонений. Действие – единица деятельности, поэтому и схема ориентировочной основы действия является структурной единицей ориентировочной основы деятельности.

По А.Н.Леонтьеву, деятельность, действие и операция взаимопревращаемы (111, 110-111), поэтому далее мы будем условно обозначать каждую схему ООД на разных уровнях единого процесса как «карту деятельности» (термин «учебная карта» здесь не подходит, поскольку речь идет о педагогической деятельности).

Система в целом, если она ориентирована на развитие, должна сама являть собой образ развития, роста, непрерывного разветвления. Границы системы могут, с одной стороны, устанавливаться программой, задающей ту или иную «конфигурацию роста» и количество часов, и, с другой стороны – разработанностью тех или иных «ветвей».

Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению состава и структуры педагогической деятельности по формированию изобразительной речи.

Hosted by uCoz