В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи


Карта деятельности-1
• Цель.

Ситуация равноправного общения на изобразительном языке.

• Предмет.

Ситуация социально обусловленной ролевой связи «учитель – ученик».

Здесь предмет трактуется в узком смысле: как некоторое исходное состояние, которое должно быть преобразовано в соответствии с целью – конечным состоянием. Но деятельность в целом (с начала и до конца цикла) направлена на тот предмет общения как такового, который является носителем разных состояний. И если мы рассматриваем именно деятельность, а не действие, то структуру (карту деятельности) необходимо дополнить, включив в нее мотив, и конечно, это будет мотив общения (напомним, что по А.Н.Леонтьеву, мотив должен совпадать с предметом: 111, 105).

Вместе с тем известно, что осознание мотива превращает его в мотив-цель, и в этом случае процесс общения не просто воспроизводится, а преобразуется в направлении цели, обретая форму равноправного диалога и утрачивая черты авторитарной оппозиции «учитель – ученик».

• Средства.

Средствами служат различные формы совместной деятельности по созданию графического изобразительного текста.

Сама по себе эта формулировка предполагает наличие некоторой иерархии форм деятельности, соответствующих стадиям ее развития. Кроме того, должна быть обоснована позиция рассмотрения рисунка в качестве текста. Отсюда берет начало то направление (или ответвление) деятельности, которое требует определения соотношения исторического развития и онтогенеза изобразительного искусства и которому посвящена первая глава настоящего исследования. Не рассматривая здесь карту этого рода педагогической и исследовательской деятельности, мы можем прямо обратиться к ее результатам, согласно которым в качестве средств могут быть использованы пять основных стадий (форм) изобразительной речи.

• Подготовка к выполнению действий.

    1. Подготовка предмета.

Обеспечение условий процесса обучения в традиционной форме, т. е. явка преподавателя и студентов соответственно расписанию в подготовленные к работе аудитории, наличие программы, наглядных пособий, изобразительных материалов.

    2. Подготовка средств.

Поскольку средствами являются различные формы совместной деятельности по созданию изобразительных текстов, подготовка предполагает переход ко второму уровню анализа, т. е. к построению схемы ООД конкретной формы.

Hosted by uCoz