В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи


Карта деятельности – 1 (продолжение)
• Проведение технологического процесса.

1. Характеристики и последовательность действий:

     а) введение в учебную программу заданий, ориентированных на диалог с помощью готовых изобразительных символов, т. е. деятельности, сформированной по схеме «Карты – 2», исключая производную от нее схему «Карты – 3». Словарные модели могут быть разработаны педагогом на разнообразном, практически неограниченном материале: прежде всего, связанном с изображением персонажей, далее – с атрибутами разного рода. Есть основания полагать, что эффективность такого способа усвоения культуры (и не только изобразительной), сочетающего в себе ролевую игру, игру с правилами, устную, письменную и изобразительную речь, должна превышать эффективность традиционных «моносемиотических» способов. Однако действия по построению словаря в данном случае не раскрываются перед студентами и не включаются в число учебных задач. Акцент делается на демонстрации функциональной целесообразности использования готовых знаков;

     б) введение в учебный процесс условий формирования опыта построения изобразительного языка. Многие детали в соответствии с темой и замыслом студентам приходится самостоятельно отыскивать или проектировать еще в пределах предыдущего действия. Однако общие принципы подобного проектирования графических символов будут оставаться неясными и как бы необязательными до тех пор, пока изобразительный диалог происходит в пределах одной стадии развития изобразительного языка или, как это было в нашем эксперименте, на материале, совмещающем в себе качества различных стадий. Поэтому основным содержанием данного действия должно быть формирование отчетливо различимых (но и взаимосвязанных) стадий развития изобразительного языка и соответствующих этим стадиям ролей. Это потребует возврата к пункту «подготовка средств» и построения карт деятельности второго и третьего уровней. И только здесь, в процессе учебной разработки графического языка, начинает приобретать смысл, роль и место в общей системе такой прием работы, как натурная штудия;

     в) завершением преобразования учебной деятельности в равноправный диалог можно считать передачу роли инициатора самого этого изобразительного диалога. Исполнение этой роли требует овладения технологией построения конкретных словарных моделей, применимых в ситуациях педагогического общения и сотрудничества с людьми разного возраста и уровня изобразительной культуры.

Пока речь может идти о перспективе формирования «языкотворческой» технологии в пределах условно и в первом приближении охарактеризованных нами трех начальных стадий. Но даже этот ограниченный диапазон, будь он осуществлен в практике педагогического образования, позволил бы реально, на уровне сознательных действий, а не в форме имитации ввести школьников всех возрастов в пространство художественной культуры.

2. Объекты контроля:

     а) взаимопонимание в диалоге на изобразительном языке в пределах единственной заданной словарной модели;

     б) взаимопонимание в процессе использования двух и более моделей изобразительной речи, в процессе перехода с одной ступени развития на другую;

     в) разнообразие и связность различных моделей изобразительной речи;

     г) разнообразие и связность ролевых компонентов творческой личности;

     д) связь процесса изобразительного общения с контекстом мировой художественной культуры. Эта связь является принципиальной основой общения в любых его формах, однако она может не осознаваться до тех пор, пока педагогическая деятельность не развернута на всех трех ее уровнях, соответствующих трем «Картам деятельности».

3. Анализ продукта на качество.

Общим критерием оценки качества сформированной изобразительной речи является устойчивость диалогических связей, их рост и развитие.

Рассмотренная в данном параграфе система представлена на схеме 4.

Экспериментально нами была подтверждена возможность осуществления педагогической деятельности, развернутой в пределах «Карты – 2». В учебном процессе (как бы внутри традиционного его варианта) был получен «продукт», включавший в себя 42 изобразительных рассказа-комикса, выполненных студентами второго курса ХГФ. Критерии оценки данного варианта учебного задания и полученные на их основе количественно выраженные показатели эффективности работы студентов необходимо рассмотреть более подробно и в сравнении с традиционными критериями и способами оценки. Показатели эффективности работы студентов, в свою очередь, служат одним из критериев оценки эффективности педагогических действий и разрабатываемых нами теоретических положений.

Hosted by uCoz