В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи


Карта деятельности – 2
• Цель.

Рисунок (графический рассказ), выполненный студентом в сотрудничестве с преподавателем.

Характеристики цели.

1. Рисунок должен быть результатом полноценной изобразительной деятельности, т. е. как минимум представлять собой пиктограмму (изображение ролевого соотношения персонажей). Это изобразительная деятельность первой стадии развития. Она предполагает наличие, хотя бы рудиментарное, ритуального контекста или контекста натуральной, а не воображаемой ролевой игры. Такая организация процесса возможна, но более уместна для занятий изобразительной деятельностью в детском саду – уже в общеобразовательной школе для этого нет условий, не говоря уже о высшем учебном заведении. Как отмечалось нами в первой главе, актуальным для художественной педагогики в настоящее время является переход с первой стадии на вторую. Следовательно, целью является рисунок в форме развернутого изобразительного рассказа-комикса, который может быть составлен не на основе ролевой игры непосредственно, а с опорой на письменную речь.

2. Вполне очевидно, что для развития действия в комиксе необходимо наличие по крайней мере двух персонажей.

3. Для выражения самого короткого, но завершенного сюжета необходимо, как минимум, три кадра («тезис – антитезис – синтез», «завязка – развитие действия – развязка»).

4. Для комикса нужен сценарий: реплики персонажей и комментарии к действиям.

5. Поскольку рисунок должен быть результатом сотрудничества, он должен быть построен из однозначно (в пределах известного контекста) прочитываемых и легко воспроизводимых графических элементов.

• Предмет.

Избранный студентом сюжет и первоначальные выполненные им эскизы.

• Средства.

Для развертывания действия необходимо, прежде всего, изображение фигур людей, их лиц или изображение фигур животных.

С другой стороны, выбор средств должен соответствовать наличным условиям в том или ином учебном заведении, – в первую очередь, его программе. Наброски фигур людей и животных, портретные зарисовки в качестве учебных задач присутствуют в программах любого уровня. В особых (лабораторных) условиях нет необходимости.

В данном случае мы рассмотрим ситуацию, связанную с общей темой программы второго курса ХГФ: «изображение головы человека». Изображения лиц персонажей крупным планом даже более пригодны для развития сюжета в форме диалога, чем изображения фигур; это также создает предпосылки для перехода на третью стадию (активизируются роли актера, костюмера).

• Подготовка к выполнению действий.

    1. Подготовка предмета.

Студентам дается задание: самостоятельно к следующему занятию выбрать или сочинить сюжет для комикса в расчете на 6 кадров или два сюжета по 3 кадра. Сочинение сюжета требует отдельной схемы ООД. Это действие нами не планировалось и не разрабатывалось экспериментально, но некоторые студенты использовали собственные сюжеты. Но даже действие поиска и выбора сюжета может вызвать затруднения. Если сюжет к сроку не найден, предлагается несколько тем на выбор из общеизвестных или инициируется поиск текста в каком-либо сборнике сказок, коротких историй. Когда тема выбрана, она записывается, и рядом записываются имена действующих лиц. На этом же листе студенту предлагается сделать быструю зарисовку одного из персонажей. К следующему занятию дается задание составить сценарий, что предполагает следующие действия:

    а) разделение сюжета на 6 эпизодов (мизансцен);

    б) распределение реплик и комментариев по эпизодам;

    в) сокращение исходного текста (иногда, при вынужденном пропуске эпизодов общего плана требуется напротив – добавление комментариев);

    г) переписывание текста с указанием номеров эпизодов и ролей.

    2. Подготовка средств.

Разрабатываются и подготавливаются к использованию в учебном процессе:     а) обобщенные схемы построения рисунка головы, шеи, плеч персонажей в разных движениях (фас, профиль, три четверти и производные от этих основных схем различные наклоны и комбинированные развороты);

    б) графические образцы общей формы головы, овала лица и частей лица различных типов;

    в) схемы построения мимических движений;

    г) графика элементов причесок и других изображаемых атрибутов.

Все это требует действий особого рода и отдельной схемы ООД.

Hosted by uCoz