2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи
Карта деятельности – 2 (продолжение) |
• Проведение технологического процесса.
1. Характеристики и последовательность действий:      а) всем студентам II курса даются следующие задания:      – скопировать таблицы графических символов, составляющих минимальный изобразительный словарь для сочинения комикса. Возможно использование готовых, т. е. размноженных типографским способом таблиц, однако копирование в данном случае выполняет функцию предварительного ознакомления с условиями деятельности и является частью ориентировочной основы деятельности студента (подготовкой средств);      – на основе выбранной темы и сценария составить план расположения персонажей, а также иных изобразительных и текстовых компонентов в каждом кадре комикса. Все компоненты изображаются схематически: с помощью заранее заданных символов или произвольных мнемотехнических знаков;      – разработать внешний вид и движения персонажей, используя заданные графические символы;      б) с каждым студентом преподаватель обсуждает детали составленного плана, предлагает свои поправки, варианты решения. В случае, если план к сроку не составлен, он составляется совместно;      в) с каждым студентом преподаватель обсуждает эскизы типажей, предлагает свои варианты. В ходе обсуждения преподаватель использует заданные графические символы, демонстрируя их возможности и инициируя диалог на графическом языке. Индивидуальные обсуждения планов и эскизов требуют не более 10-15 минут на каждом занятии и проходят на фоне такой практической работы группы, которая не требует постоянного контроля со стороны преподавателя, – например, копирования вышеупомянутых таблиц символов, а также выполнения любых длительных натурных штудий;      г) после обсуждения плана и эскизов типажей и нахождения приемлемых как для студента, так и для преподавателя вариантов, студент получает задание: выполнить подробный эскиз одного или нескольких кадров комикса. Для сохранения возможности исправлений эскиз выполняется в виде контурного карандашного рисунка;      д) после обсуждения и уточнения подробного эскиза окончательный вариант комикса студент исполняет самостоятельно. 2. Объекты контроля:      а) техническая чистота исполнения контуров и тона. Для исполнения выбирается наиболее удобная для автора (студента) графическая техника: карандаш, тушь, гелиевые ручки, акварельная отмывка и т. п. Четкий контур необходим, во-первых, для того, чтобы рисунок был верно понят, «прочитан». Необходимость соблюдения норм изобразительной «дикции» уясняется именно в процессе диалога и не только не мешает изобразительной «интонации», самовыражению, но является ее основой. Вторая функция четкого контура – надежность воспроизведения при возникновении необходимости копирования или публикации;      б) разнообразие используемых графических конфигураций: 1) типажей, атрибутов; 2) поворотов головы и мимических движений. Это качество адресовано, прежде всего, зрителю будущего комикса, оно создает эффект постоянного обновления, зрительно-смысловой игры. Вместе с тем учебный аспект контроля над разнообразием графических конфигураций отражает меру усвоения изобразительного языка; в) связность изображения: 1) связность элементов изображения отдельных персонажей, что предполагает знание и использование конкретных способов связи, т. е. схем построения (изобразительной грамматики); 2) смысловая связь персонажей, сюжетная обусловленность движений, костюмов, атрибутов, фона, пропорций кадров, шрифта. 3. Анализ продукта на качество.      а) готовый рисунок-комикс оценивается по 50-балльной системе. Объекты контроля разделены выше на три группы в соответствии с тремя основными признаками развития (по Г.Спенсеру – см.: 186, 31), практически они составляют пять групп, также обозначенных выше и связанных с пятью заданиями теста (далее проблеме критериев оценки будет посвящен особый раздел);      б) общим критерием является эмоциональная эстетическая реакция на изобразительный рассказ. Комикс либо привлекает зрителей, либо – нет;      в) качество деятельности характеризуется не только свойствами рисунка как ее продукта, но и свойствами самого процесса, в ходе которого должно быть достигнуто взаимопонимание между педагогом и студентом и сформирована основа для последующего сотрудничества. Так, уже согласно «Карте – 1», создание рисунка из цели преобразуется в подготовку одного из средств изобразительного общения. |