В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи


Карта деятельности – 3
• Цель.

Словарь и грамматика изобразительного языка в пределах общей темы «типы лица и мимика».

Характеристики цели.

1. Словарь и грамматика должны обеспечивать продуцирование максимума разнообразных типажей и их мимических движений при минимуме используемых графических символов.

2. Словарь и грамматика должны обеспечивать возможность перехода в процессе изобразительного диалога от начальной стадии ко всем последующим, т. е. содержать в себе обобщение (и как бы предвосхищение) перспективных и анатомических схем, не противоречить натурным наблюдениям. Универсальность языка необходима для организации диалога в привычном режиме восприятия, в плане действий это свойство создает почву для развития.

3. Элементы графического языка должны быть легко воспроизводимыми с помощью любого графического материала. Основное изобразительное средство – контур, линия равномерной толщины, вспомогательное средство – равномерно окрашенное пятно. Скорость продуцирования знаков должна обеспечивать непрерывность диалога, быть сопоставимой по скорости с устной речью. • Предмет.

Образцы графических изображений: репродукции произведений искусства разных эпох, детские рисунки, народное и самодеятельное искусство.

• Средства.

1. Этнографические сведения о ритуалах разных эпох и народов.

2. Культура жестово-графических действий, т. е. орнаментальная ритмика, пластика и семантика.

3. Общая теория перспективы.

4. Сведения по анатомии и натурные наблюдения.

5. Образцы литературных текстов, соответствующие начальным стадиям развития: мифы, сказки, летописи, детские рассказы, сочинения.

• Подготовка к выполнению действий.

    1. Подготовка предмета.

Отбор, копирование и классификация образцов: типов лиц, положений головы, мимических движений, графических форм частей лица, атрибутов.

    2. Подготовка средств.

    а) отбор совокупности исходных жестово-графических элементов и символов – построение изобразительного алфавита. Нами был разработан для занятий с детьми изобразительный алфавит, состоящий из 22-х элементов (101). Вместе с тем реконструкция формы и семантики графических орнаментальных символов в составе игровых моделей ушедших в прошлое ритуалов – это особая проблема. Ее разрешение требует разработки шкалы развития внутри суммарно охарактеризованной нами первой стадии. Однако эта «ветвь» с ее отдельной картой деятельности выходит за пределы нашего исследования;

    б) выбор наиболее простых алгоритмов построения пропорций головы в трех основных положениях с учетом возможности построения связной трехмерной модели;     в) выбор наиболее простой системы внешне выраженных анатомических форм и перечня соответствующих терминов;

    г) сопоставление письменных и изобразительных источников. Реконструкция символики и синтаксических структур изобразительного языка разных стадий. Эта область представляет собой отдельную и весьма разветвленную деятельность с целой системой ориентировочных карт и археологической, этнографической, филологической проблематикой. Здесь имеется в виду не углубление в сферы действия специальных наук, а использование их результатов в контексте художественной педагогики.

• Проведение технологического процесса.

1. Последовательность действий:

     а) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной системой жестово-графических символов;

     б) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной схемой пропорций в различных системах проецирования;

     в) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной системой анатомических форм и терминов и с натурными наблюдениями;

     г) составление отобранных в ходе предыдущих действий элементов изобразительного языка в синтаксически и семантически связанную систему.

2. Объекты контроля:

     а) продуктивность словаря: разнообразие возможных знаковых перестановок, конструкций (для сравнения: 129);

     б) гибкость, т. е. применимость для интерпретации сюжетов различной степени сложности, в контексте разных стадий (композиционная форма прото-комикса относится ко второй стадии, но может наполняться «фактурой» более высоких стадий);

     в) точность и быстрота продуцирования изобразительного текста.

3. Анализ продукта на качество.

Повторная проверка полученной системы изобразительных символов по всем вышеуказанным параметрам.

Завершение «Карты – 3» означает вместе с тем и завершение пункта «подготовка средств», относящегося к «Карте – 2» и возврат к этой карте и к соответствующему уровню действий.

Hosted by uCoz