2.2.1. Трехуровневая карта педагогической деятельности по формированию изобразительной графической речи
Карта деятельности – 3 |
• Цель.
Словарь и грамматика изобразительного языка в пределах общей темы «типы лица и мимика». Характеристики цели. 1. Словарь и грамматика должны обеспечивать продуцирование максимума разнообразных типажей и их мимических движений при минимуме используемых графических символов. 2. Словарь и грамматика должны обеспечивать возможность перехода в процессе изобразительного диалога от начальной стадии ко всем последующим, т. е. содержать в себе обобщение (и как бы предвосхищение) перспективных и анатомических схем, не противоречить натурным наблюдениям. Универсальность языка необходима для организации диалога в привычном режиме восприятия, в плане действий это свойство создает почву для развития. 3. Элементы графического языка должны быть легко воспроизводимыми с помощью любого графического материала. Основное изобразительное средство – контур, линия равномерной толщины, вспомогательное средство – равномерно окрашенное пятно. Скорость продуцирования знаков должна обеспечивать непрерывность диалога, быть сопоставимой по скорости с устной речью. • Предмет. Образцы графических изображений: репродукции произведений искусства разных эпох, детские рисунки, народное и самодеятельное искусство. • Средства. 1. Этнографические сведения о ритуалах разных эпох и народов. 2. Культура жестово-графических действий, т. е. орнаментальная ритмика, пластика и семантика. 3. Общая теория перспективы. 4. Сведения по анатомии и натурные наблюдения. 5. Образцы литературных текстов, соответствующие начальным стадиям развития: мифы, сказки, летописи, детские рассказы, сочинения. • Подготовка к выполнению действий.     1. Подготовка предмета. Отбор, копирование и классификация образцов: типов лиц, положений головы, мимических движений, графических форм частей лица, атрибутов.     2. Подготовка средств.     а) отбор совокупности исходных жестово-графических элементов и символов – построение изобразительного алфавита. Нами был разработан для занятий с детьми изобразительный алфавит, состоящий из 22-х элементов (101). Вместе с тем реконструкция формы и семантики графических орнаментальных символов в составе игровых моделей ушедших в прошлое ритуалов – это особая проблема. Ее разрешение требует разработки шкалы развития внутри суммарно охарактеризованной нами первой стадии. Однако эта «ветвь» с ее отдельной картой деятельности выходит за пределы нашего исследования;     б) выбор наиболее простых алгоритмов построения пропорций головы в трех основных положениях с учетом возможности построения связной трехмерной модели;     в) выбор наиболее простой системы внешне выраженных анатомических форм и перечня соответствующих терминов;     г) сопоставление письменных и изобразительных источников. Реконструкция символики и синтаксических структур изобразительного языка разных стадий. Эта область представляет собой отдельную и весьма разветвленную деятельность с целой системой ориентировочных карт и археологической, этнографической, филологической проблематикой. Здесь имеется в виду не углубление в сферы действия специальных наук, а использование их результатов в контексте художественной педагогики. • Проведение технологического процесса. 1. Последовательность действий:      а) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной системой жестово-графических символов;      б) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной схемой пропорций в различных системах проецирования;      в) отбор элементов графического языка в результате сопоставления образцов различных стадий с избранной системой анатомических форм и терминов и с натурными наблюдениями;      г) составление отобранных в ходе предыдущих действий элементов изобразительного языка в синтаксически и семантически связанную систему. 2. Объекты контроля:      а) продуктивность словаря: разнообразие возможных знаковых перестановок, конструкций (для сравнения: 129);      б) гибкость, т. е. применимость для интерпретации сюжетов различной степени сложности, в контексте разных стадий (композиционная форма прото-комикса относится ко второй стадии, но может наполняться «фактурой» более высоких стадий);      в) точность и быстрота продуцирования изобразительного текста. 3. Анализ продукта на качество. Повторная проверка полученной системы изобразительных символов по всем вышеуказанным параметрам. Завершение «Карты – 3» означает вместе с тем и завершение пункта «подготовка средств», относящегося к «Карте – 2» и возврат к этой карте и к соответствующему уровню действий. |