В начало II В раздел "Теория" II На главную страницу


ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
I. Изобразительная графическая деятельность как сфера передачи социального опыта является семиотической деятельностью и представляет собой фиксацию в знаковой форме опыта реальной или воображаемой ролевой игры.

Между детским изобразительным фольклором и проекционным реализмом существует стадиальный разрыв, препятствующий развитию изобразительной деятельности в условиях массового обучения.

II. Исторический анализ изобразительной графической деятельности с психолого-педагогических позиций позволяет выделить и условно обозначить следующие основные стадии ее развития:

    6) стадия пиктограмм;

    7) стадия протокомиксов;

    8) стадия многоплановых композиций;

    9) стадия проекционного реализма;

    10) стадия открытого пространства культуры.

Последовательность стадий развития изобразительной деятельности отражена в их структуре, поэтому она не может быть нарушена в процессе передачи и усвоения содержания этих стадий. Нарушение данной последовательности приводит к деформациям и даже полной утрате изобразительного языка как предмета обучения. Единицей изобразительной графической деятельности является совокупность действий, определяемых ролями и направленных на создание целостной композиции (изобразительного текста).

III. Эволюционная модель изобразительной деятельности в педагогике не разработана. Вследствие этого отсутствует планомерная система перехода с одной стадии на другую и, в частности, нет такой системы для перехода на вторую стадию (от пиктограмм к протокомиксам).

Конкретные методики перехода со второй стадии на третью и далее могут быть разработаны только на основе достоверных и воспроизводимых характеристик второй стадии, которую только предстоит сформировать в онтогенезе. Поэтому в настоящее время такие методики не могут быть еще разработаны для массового применения. Отдельные их компоненты могут быть выстроены экспериментально или путем дальнейшего исследования истории культуры с психолого-педагогических позиций. Этот вывод относится ко всем ступеням образовательной системы: от школы до вуза.

Для построения методической системы перехода с первой стадии на вторую имеются все необходимые педагогические средства, но они не могут быть заимствованы только из узкоспециальной сферы художественной педагогики. Переход на вторую стадию может быть осуществлен только в комплексной (интегрированной) форме, связывающей изобразительную речь с игровой деятельностью и письменной речью.

Таким образом, актуальной и реально осуществимой задачей в условиях массового обучения изобразительной деятельности является переход с первой на вторую стадию (от пиктограмм к протокомиксам). Этот переход может быть осуществлен только в интегрированной форме, связывающей изобразительную речь с игровой деятельностью и письменной речью.

IV. Основной мотив изобразительной деятельности – это мотив общения. Формирование и развитие этого мотива предполагает:

    – наличие стабильной и доступной знаковой основы изобразительного языка;

    – наличие социально значимых форм изобразительной речи;

    – возможность передачи роли творческой личности в процессе общения.

Поэтому формирование изобразительной деятельности может быть эффективным только в условиях реальной культуротворческой акции, осуществляемой совместно учителем и учащимися или преподавателем и студентами.

Hosted by uCoz