ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ |
I. Изобразительная графическая деятельность как сфера передачи социального опыта является семиотической деятельностью и представляет собой фиксацию в знаковой форме опыта реальной или воображаемой ролевой игры.
Между детским изобразительным фольклором и проекционным реализмом существует стадиальный разрыв, препятствующий развитию изобразительной деятельности в условиях массового обучения. II. Исторический анализ изобразительной графической деятельности с психолого-педагогических позиций позволяет выделить и условно обозначить следующие основные стадии ее развития:     6) стадия пиктограмм;     7) стадия протокомиксов;     8) стадия многоплановых композиций;     9) стадия проекционного реализма;     10) стадия открытого пространства культуры. Последовательность стадий развития изобразительной деятельности отражена в их структуре, поэтому она не может быть нарушена в процессе передачи и усвоения содержания этих стадий. Нарушение данной последовательности приводит к деформациям и даже полной утрате изобразительного языка как предмета обучения. Единицей изобразительной графической деятельности является совокупность действий, определяемых ролями и направленных на создание целостной композиции (изобразительного текста). III. Эволюционная модель изобразительной деятельности в педагогике не разработана. Вследствие этого отсутствует планомерная система перехода с одной стадии на другую и, в частности, нет такой системы для перехода на вторую стадию (от пиктограмм к протокомиксам). Конкретные методики перехода со второй стадии на третью и далее могут быть разработаны только на основе достоверных и воспроизводимых характеристик второй стадии, которую только предстоит сформировать в онтогенезе. Поэтому в настоящее время такие методики не могут быть еще разработаны для массового применения. Отдельные их компоненты могут быть выстроены экспериментально или путем дальнейшего исследования истории культуры с психолого-педагогических позиций. Этот вывод относится ко всем ступеням образовательной системы: от школы до вуза. Для построения методической системы перехода с первой стадии на вторую имеются все необходимые педагогические средства, но они не могут быть заимствованы только из узкоспециальной сферы художественной педагогики. Переход на вторую стадию может быть осуществлен только в комплексной (интегрированной) форме, связывающей изобразительную речь с игровой деятельностью и письменной речью. Таким образом, актуальной и реально осуществимой задачей в условиях массового обучения изобразительной деятельности является переход с первой на вторую стадию (от пиктограмм к протокомиксам). Этот переход может быть осуществлен только в интегрированной форме, связывающей изобразительную речь с игровой деятельностью и письменной речью. IV. Основной мотив изобразительной деятельности – это мотив общения. Формирование и развитие этого мотива предполагает:     – наличие стабильной и доступной знаковой основы изобразительного языка;     – наличие социально значимых форм изобразительной речи;     – возможность передачи роли творческой личности в процессе общения. Поэтому формирование изобразительной деятельности может быть эффективным только в условиях реальной культуротворческой акции, осуществляемой совместно учителем и учащимися или преподавателем и студентами. |