ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ |
I. Возможны четыре варианта организации процесса обучения изобразительной деятельности:
1) процесс на основе натурных штудий; 2) процесс на основе образцов изобразительной деятельности; 3) процесс на основе совокупности элементов изобразительного языка; 4) процесс на основе целостных единиц изобразительной деятельности. Первые два варианта носят репродуктивный характер, продуктивными являются только третий и четвертый варианты. Формирование продуктивной изобразительной деятельности происходит наиболее эффективно, если учебный процесс организован на основе целостных единиц этой деятельности. При этом осуществляется не только передача и усвоение «готовых» знаний и умений, но и порождение нового социального опыта. II. Структура педагогической деятельности по формированию и развитию изобразительной графической речи представляет собой трехуровневую карту деятельности: 1) уровень формирования способности произвольного движения по шкале развития изобразительной речи (этот уровень является самым высшим и только при условии его достижения возможна передача роли инициатора педагогического процесса); 2) уровень формирования изобразительной графической речи в пределах конкретной стадии (на этом уровне осуществляются первые практические формирующие действия); 3) уровень формирования способности построения словарных и грамматических моделей изобразительного языка. Карта построена на основе концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Такая теоретическая модель, обладая целостной структурой, снимает противоречия между различными аспектами и стадиями развития изобразительной графической деятельности. III. При разработке критериев оценки учебного рисунка за основу нами были приняты основные признаки развития (по Г.Спенсеру): 1) рост дифференцированности, выделения различного в первоначально однородном; 2) рост связанности частей; 3) рост определенности целого и каждой из частей. Есть основания полагать, что разнообразие, связность и отчетливость являются наиболее общими критериями, применимыми как для оценки уровня сформированности изобразительной деятельности студентов, так и для оценки формирующих эту деятельность педагогических действий. IV. Экспериментально нами была подтверждена теоретически предсказанная возможность формирования изобразительной графической деятельности второй стадии (стадии протокомиксов). Деятельность такого рода содержит полную мотивационную и социально-ролевую структуру. Существенно то, что результат получен в условиях массового обучения, и он может быть воспроизведен с высокой степенью надежности. Таким образом, реконструкция изобразительной деятельности как сферы передачи социального опыта принципиально осуществима. Вместе с тем, переход на такие более высокие стадии развития изобразительной деятельности, как стадия многоплановых композиций, стадия проекционного реализма, стадия открытого пространства культуры требует более значительных по объему теоретических изысканий и практических разработок. Эти стадии, в полной мере реализованные в историческом процессе развития изобразительного искусства, не могут в настоящее время быть сформированы в условиях массового обучения. Вместе с тем разработанная нами теоретическая модель может послужить основой для продолжения исследований в этом направлении. |