В раздел "Теория" II На главную страницу


КОМИКСЫ НА ХУДГРАФЕ


Для тех, кто не знает, что такое «худграф», поясню на конкретном примере. В городе Уфе есть Башкирский государственный педагогический университет и один из его факультетов называется художественно-графическим. Студентов на факультете довольно много: включая заочников около 800 человек. Но это – один худграф. Только в Уфе их два. И такие факультеты есть во многих крупных России, а иногда и в небольших городах. Десятки тысяч людей учатся рисовать и получают дипломы о художественно-педагогическом образовании.

В названии факультета звучит слово «графический». И действительно, выпускники факультета есть не только в школах, но и в галереях, и в творческих союзах, и в издательствах, и в рекламе. Тем не менее, складывается впечатление, что таких сфер приложения сил, где нужны рисовальщики, становится все меньше.

В станковой графике рисование как таковое всё менее актуально, ему на смену приходит игра фактур, пластика отвлеченных контуров, разнообразные технологические эффекты. В дизайне и рекламе преобладает фотомонтаж, работа со шрифтами, теми же фактурами, цветом. Иллюстраций в современных книгах и периодических изданиях на удивление мало. Учитель изобразительного искусства тоже может не рисовать совсем, занимаясь исключительно организацией процесса работы учеников.

Если это закон природы, деваться некуда. Но по какому-то иному закону природы студентов на худграфе становится с каждым годом все больше. Так нужны рисовальщики обществу или нет? А может быть, мы просто разучились рисовать то, что интересно рассматривать?

Графики и дизайнеры пусть как хотят, но учителю изобразительного искусства нужно уметь рисовать занимательные картинки. Такие, какие можно было увидеть когда-то в журнале «Весёлые картинки»; сейчас, к сожалению, даже на сайте «Весёлых картинок») весёлого осталось мало. А в школе и того меньше.

В школах, правда, появились компьютерные классы. Какие возможности для учителей и юных художников! Можно делать выставки в Интернете, распечатывать или издавать небольшим тиражом иллюстрированные книжки, можно даже создавать собственные анимационные ролики. Но все это осваивается медленно и вяло или совсем никак.

Поясню теперь, что я преподаватель уфимского худграфа с довольно большим стажем. Почему бы и не попытаться самому что-то изменить в сложившейся ситуации? Я так и поступил. В 1998 году мне удалось ввести в программу по рисунку на II курсе задания в форме комиксов. С 2002 года я начал преподавать кроме рисунка еще и компьютерную графику. Через год под моим руководством была выполнена первая дипломная работа, творческая часть которой включала комикс и анимационный фильм по сказке «Новое платье короля». В этом же году еще три моих дипломника разработали иллюстрированные учебные пособия, изданные университетским издательством. То есть это были книжки с картинками, полностью, вплоть до верстки, подготовленные студентами.

С тех пор в качестве дипломных работ на нашем худграфе было выполнено 10 анимационных фильмов (некоторые из них можно скачать на сайте «Анимасфера»). Иллюстрированные пособия в качестве творческой части или приложения к дипломной работе делают теперь многие студенты и не только под моим руководством. На факультете появились и другие преподаватели – специалисты по компьютерной графике и анимации. Второкурсники нарисовали не меньше тысячи комиксов, выпустили два сборника и организовали две выставки комиксов.

Методику работы над комиксами я старался сделать максимально простой, на тот случай, если студент или выпускник захочет провести подобные занятия с детьми. Поэтому речь здесь пока можно вести не столько о профессиональной подготовке, сколько о первоначальной ориентации в этом виде искусства. Тем не менее, некоторые студенческие работы выглядят достаточно профессионально. Каждый год среди нового потока второкурсников обнаруживается несколько увлеченных комиксами людей, каждый год, кто-то создает нечто удивительное, чего я просто не могу предвидеть. Я думаю, что это признак настоящего искусства. А создавать условия для настоящего искусства – дело увлекательное. Всё, что успеваю и что заслуживает внимания, я выставляю на сайте «Говорящая графика».

Казалось бы, все хорошо. И все же есть поводы для пессимизма. Никаких сведений о том, проводятся ли занятия, связанные с комиксами на других худграфах, у меня нет. Создается впечатление, что этим не занимаются вообще никакие учебные заведения в России. Буду рад, если кто-нибудь объяснит мне, что это ложное впечатление.

Приведу две цитаты из материалов «круглого стола» на тему «Комикс в образовании: есть ли польза от дела?»:

«А вот учить детей рисовать комиксы было бы неплохо. Ведь чтобы создать его, ребёнок должен научиться вычленять, как я уже сказал, некоторые узловые точки схем образа, события, явления, а значит, неизбежно будет оттачивать возможности своей психики: процессы воображения, анализа, обобщения, что необыкновенно важно. И правы японцы, обучающие своих детей в школе рисованию комикса». (Виктор Гуружалов - заведующий отделом научно-методической педагогики Государственной Третьяковской галереи, кандидат психологических наук)

«... если российское образование, лучшее в мире, я это говорю совершенно серьёзно, освоит ещё и эту технику, будет не только формулировать понятия, но и научит детей считывать их с картинки и комикса в том числе, заставит учащихся идти от визуального ряда к понятийному, это будет прорыв, сулящий грандиозные перспективы в образовании. Это уже будет выход на самую высокую герменевтику, когда слово, процесс и его изображение с лёгкостью смогут переводиться учащимися из одной сферы в другую». (Александр Княжицкий - заведующий кафедрой методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры Московского института открытого образования, главный редактор журналов "Русская словесность" и "Русский язык и литература для школьников")


Эти материалы были опубликованы в журнале «Народное образование» в 2002 году. И где эта герменевтика?

И в заключение еще одна (жуткая) цитата:

«Педагоги как самая консервативная часть общества, являющаяся последним заслоном на пути подрывающих его основы антикультурных тенденций, пока комиксу активно противостоят...». (Александр Княжицкий)



Н. Куприянов

2007



Яндекс.Метрика





Hosted by uCoz