Проще всего начать с внешних контуров, – так обычно и поступают начинающие рисовальщики. Вначале совсем неплохо попрактиковаться в таком контурном рисовании или, точнее, срисовывании, хотя такой подход нередко осуждается профессионалами. Нельзя, очевидно, полностью исключить этот момент пассивного изучения, но нельзя и слишком задерживаться на нем.
Обязательно нужно вникнуть в те внутренние структуры, которые определяют характер внешних форм. И здесь недостаточно одного или двух даже самых тщательных анатомических рисунков. Чтобы понять структуру, необходимо выполнить множество рисунков животных в разных движениях.
Прорисовывать в каждой из позиций скелетную и мышечную основу с той же тщательностью, что и в анатомическом атласе – занятие малопродуктивное. Очевидно, для учебных упражнений требуются более простые, сокращенные схемы, с одной стороны, верно передающие общую анатомическую конструкцию, с другой, такие, которые легко воспроизвести за несколько секунд.
Особенно важно это для учителя изобразительного искусства, – во время урока он может воспроизвести эти рисунки на доске, не прерывая объяснения.
Рассмотрим сокращенную схему конструкции фигуры животного:
1)каркасы, изображающие основные элементы и суставы скелета;
2) формы, условно (овалами), передающие мышечные массы;
3) очертания, как бы обтекающие вокруг намеченных форм.
В готовом рисунке все вспомогательные построения убираются; остается только внешний контур (его лучше обвести пером или гелевой ручкой). Остается добавить некоторые характерные детали: нарисовать глаза, нос, рот, уточнить форму ушей, лап, хвоста. Построение каркаса и форм значительно облегчается, если рисующий знает и помнит наизусть названия всех элементов конструкции конечно-стей животного.
Значит ли это, что нужно начинать с каркаса, затем рисовать формы, и завершать рисунок прорисовкой очертаний?
По-видимому, наилучшее начало – общий приблизительный контур. Пусть он будет неясным, но все же образом, а не схемой. Что за животное вы хотите изобразить, должно быть понятно уже на этом этапе. А сходство зависит от характерных деталей, особенных пропорций. Все это можно найти, делая зарисовки с натуры, копируя графические образцы, рассматривая репродукции, фотографии или даже рисуя по памяти после внимательных наблюдений. Анатомические схемы нужны для проверки, корректировки первоначальных набросков.
И только тогда, когда вы убедились в том, что все элементы анатомической структуры на месте и правильно взаимосвязаны, можно приступать к детальной моделировке, изобразить текстуру, окраску, передать освещение.
То же самое относится и к изображению головы животного: общая схема связи форм и очертаний головы приведены на следующей таблице. В ней восемь основных элементов, которые необходимо уметь воспроизводить по памяти.
Общая схема построения головы повторяется, несмотря на различие пропорций и характерных черт разных видов животных.