|
Учебные пособия
На главную
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью изучения дисциплины "Рисунок" на II курсе художественно-графическом факультета педвуза является формирование у студентов способности к изображению головы человека графическими средствами с натуры и по представлению. В программу включены также задания, формирующие элементарное умение изображать фигуру человека и фигуры животных по представлению, а также способность анализировать состав входящих в это умение действий и передавать эти сведения учащимся. Эту часть программы можно рассматривать как базовую для дальнейшего изучения пластики фигуры человека на 3, 4 и 5 курсах.
Задачи курса:
- изучение способов построения рисунка на основе обобщенных анатомических схем;
- изучение способов построения проекционного образа модели (натурной постановки);
- изучение пластической анатомии головы человека;
- изучение основ пластической анатомии животных;
- изучение основ пластической анатомии человека
- формирование педагогической способности демонстрировать и объяснять характер и последовательность действий, направленных на создание конкретного изображения.
После изучения дисциплины "Рисунок" студент должен знать:
- принципы построения обобщенных анатомических схем;
- принципы построения проекционного образа модели;
- термины пластической анатомии головы человека: названия основных костей, мышц и внешних анатомических форм;
- термины пластической анатомии фигуры животного: основные названия внешних анатомических форм;
- термины пластической анатомии фигуры человека: основные названия внешних анатомических форм;
А также студент должен уметь:
- изображать средствами линейного рисунка голову человека по представлению: разные типы лица, мимику, основные положения в пространстве (фас профиль, три четверти);
- выполнять зарисовки головы человека с натуры с передачей сходства;
- выполнять длительные анатомически и перспективно грамотные, тонально проработанные рисунки головы человека с натуры;
- изображать средствами линейного рисунка фигуры животных в профиль в разных движениях по представлению;
- изображать средствами линейного или силуэтного рисунка фигуры людей в разных движениях по представлению;
Программа по дисциплине "Рисунок" для II курса является частью общей программы по рисунку и строится на базе уже сформированных на I курсе знаний и умений. Вместе с тем, она составляет основу для изучения данной дисциплины на старших курсах. На II курсе требуется закрепление и развитие изученных ранее схем и способов перспективного построения. Новым материалом для студентов является изучение пластической анатомии и ее применения в практике изобразительного искусства. Преемственность обеспечивается единством принципов реалистического изображения, используемых в качестве основы для разработки системы заданий по дисциплине "Рисунок" на всех курсах ХГФ. Эта основа позволяет также устанавливать межпредметные связи с такими дисциплинами, как "Живопись", "Композиция", "История изобразительного искусства", "Компьютерная графика". Кроме того, курс рисунка ориентирует студентов на применение полученных знаний в их дальнейшей работе в школе по специальности "изобразительное искусство".
Процесс выполнения учебного рисунка включает в себя два принципиально различных способа действий: 1) построение обобщенных анатомических схем; 2) построение проекционного образа модели (натурной постановки). Эти способы действий различаются, прежде всего, по своим целям.
Один из них направлен на воспроизведение в форме обобщенных графических схем анатомических сведений о костях и мышцах в их связи с внешними формами. Если эти схемы являются трехмерными, они включают в себя также правила линейной перспективы и перспективы теней.
Второй способ действий обеспечивает фиксацию внешнего вида объекта с определенной точки зрения. Воспроизводя на бумаге воображаемую проекцию модели на картинную плоскость, рисующий в данном случае должен владеть понятиями наблюдательной перспективы.
В ходе работы профессионального рисовальщика два выше названных способа действий чередуются. При переходе от одного способа к другому происходит взаимная корректировка их результатов. Чаще всего это происходит неосознанно, поскольку навыки такого рода вырабатываются в результате очень продолжительных практических упражнений, направленных на результат и безразличных к составу и структуре процесса. Сознательное усвоение двух основных способов действий учебного рисунка требует отработки каждого из них по отдельности.
В программе по рисунку для II курса построению обобщенных анатомических схем посвящены следующие задания: "Типы лица и мимика", "Копии анатомических таблиц (череп и мышцы головы)", "Изображение фигуры животного в движении", "Изображение фигуры человека в движении".
На построение проекционного образа модели направлено задание "Зарисовки гипсовой головы. Схема светотени".
Все остальные задания соединяют в себе два вышеназванных способа действий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "РИСУНОК"
III семестр | | IV семестр |
Академические занятия | | Академические занятия |
1. Типы лица и мимика | | 1. Зарисовки головы человека |
2. Рисунок черепа | | 2. Зарисовки гипсовой головы. Схема светотени |
3. Рисунок экорше | | 3. Длительные рисунки гипсовой головы |
4. Построение внешних анатомических форм головы человека | | 4. Длительный рисунок головы натурщика |
5. Длительный рисунок гипсовой головы | | - |
Самостоятельные занятия | | Самостоятельные занятия |
1. Типы лица и мимика | | 1. Изображение фигуры животного в движении |
2. Копии анатомических таблиц (череп и мышцы головы) | | 2. Зарисовки головы человека |
3. Построение внешних анатомических форм головы человека | | 3. Копия портрета |
4. Длительный рисунок гипсовой головы | | 4. Изображение фигуры человека в движении |
|