Учебные пособия      На главную


ВВЕДЕНИЕ

Основной целью изучения дисциплины "Рисунок" на II курсе художественно-графическом факультета педвуза является формирование у студентов способности к изображению головы человека графическими средствами с натуры и по представлению. В программу включены также задания, формирующие элементарное умение изображать фигуру человека и фигуры животных по представлению, а также способность анализировать состав входящих в это умение действий и передавать эти сведения учащимся. Эту часть программы можно рассматривать как базовую для дальнейшего изучения пластики фигуры человека на 3, 4 и 5 курсах.

Задачи курса:

- изучение способов построения рисунка на основе обобщенных анатомических схем;
- изучение способов построения проекционного образа модели (натурной постановки);
- изучение пластической анатомии головы человека;
- изучение основ пластической анатомии животных;
- изучение основ пластической анатомии человека
- формирование педагогической способности демонстрировать и объяснять характер и последовательность действий, направленных на создание конкретного изображения.

После изучения дисциплины "Рисунок" студент должен знать:

- принципы построения обобщенных анатомических схем;
- принципы построения проекционного образа модели;
- термины пластической анатомии головы человека: названия основных костей, мышц и внешних анатомических форм;
- термины пластической анатомии фигуры животного: основные названия внешних анатомических форм;
- термины пластической анатомии фигуры человека: основные названия внешних анатомических форм;

А также студент должен уметь:

- изображать средствами линейного рисунка голову человека по представлению: разные типы лица, мимику, основные положения в пространстве (фас профиль, три четверти);
- выполнять зарисовки головы человека с натуры с передачей сходства;
- выполнять длительные анатомически и перспективно грамотные, тонально проработанные рисунки головы человека с натуры;
- изображать средствами линейного рисунка фигуры животных в профиль в разных движениях по представлению;
- изображать средствами линейного или силуэтного рисунка фигуры людей в разных движениях по представлению;

Программа по дисциплине "Рисунок" для II курса является частью общей программы по рисунку и строится на базе уже сформированных на I курсе знаний и умений. Вместе с тем, она составляет основу для изучения данной дисциплины на старших курсах. На II курсе требуется закрепление и развитие изученных ранее схем и способов перспективного построения. Новым материалом для студентов является изучение пластической анатомии и ее применения в практике изобразительного искусства. Преемственность обеспечивается единством принципов реалистического изображения, используемых в качестве основы для разработки системы заданий по дисциплине "Рисунок" на всех курсах ХГФ. Эта основа позволяет также устанавливать межпредметные связи с такими дисциплинами, как "Живопись", "Композиция", "История изобразительного искусства", "Компьютерная графика". Кроме того, курс рисунка ориентирует студентов на применение полученных знаний в их дальнейшей работе в школе по специальности "изобразительное искусство".

Процесс выполнения учебного рисунка включает в себя два принципиально различных способа действий: 1) построение обобщенных анатомических схем; 2) построение проекционного образа модели (натурной постановки). Эти способы действий различаются, прежде всего, по своим целям.

Один из них направлен на воспроизведение в форме обобщенных графических схем анатомических сведений о костях и мышцах в их связи с внешними формами. Если эти схемы являются трехмерными, они включают в себя также правила линейной перспективы и перспективы теней.

Второй способ действий обеспечивает фиксацию внешнего вида объекта с определенной точки зрения. Воспроизводя на бумаге воображаемую проекцию модели на картинную плоскость, рисующий в данном случае должен владеть понятиями наблюдательной перспективы.

В ходе работы профессионального рисовальщика два выше названных способа действий чередуются. При переходе от одного способа к другому происходит взаимная корректировка их результатов. Чаще всего это происходит неосознанно, поскольку навыки такого рода вырабатываются в результате очень продолжительных практических упражнений, направленных на результат и безразличных к составу и структуре процесса. Сознательное усвоение двух основных способов действий учебного рисунка требует отработки каждого из них по отдельности.

В программе по рисунку для II курса построению обобщенных анатомических схем посвящены следующие задания: "Типы лица и мимика", "Копии анатомических таблиц (череп и мышцы головы)", "Изображение фигуры животного в движении", "Изображение фигуры человека в движении".

На построение проекционного образа модели направлено задание "Зарисовки гипсовой головы. Схема светотени".

Все остальные задания соединяют в себе два вышеназванных способа действий.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "РИСУНОК"

III семестрIV семестр
Академические занятияАкадемические занятия
1. Типы лица и мимика1. Зарисовки головы человека
2. Рисунок черепа2. Зарисовки гипсовой головы. Схема светотени
3. Рисунок экорше3. Длительные рисунки гипсовой головы
4. Построение внешних анатомических форм головы человека4. Длительный рисунок головы натурщика
5. Длительный рисунок гипсовой головы-
Самостоятельные занятияСамостоятельные занятия
1. Типы лица и мимика1. Изображение фигуры животного в движении
2. Копии анатомических таблиц (череп и мышцы головы)2. Зарисовки головы человека
3. Построение внешних анатомических форм головы человека3. Копия портрета
4. Длительный рисунок гипсовой головы4. Изображение фигуры человека в движении
Hosted by uCoz