|
Учебные пособия
На главную
1. ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
Четыре зарисовки с живой модели (каждая на формате А-3) выполняются любым графическим материалом по выбору студентов (карандаш, тушь, уголь, соус, гелиевая ручка).
На каждую зарисовку отводится 1 академический час (45 минут). Позируют студенты друг другу по очереди.
Основная задача - передать сходство с моделью. Для ее разрешения достаточно применения тех же методов, что и при исполнении длительного рисунка гипсовой головы. Однако следует учитывать краткосрочность рисунка. Поэтому как при построении проекционного образа, так и в процессе анализа анатомических форм нельзя допускать загромождения листа вспомогательными линиями. Достаточно на первом этапе наметить легкими штрихами границы общего силуэта и конкретных форм. Некоторая размытость очертаний может сохраняться и до завершения зарисовки - это позволяет вносить поправки, уточнения, почти не прибегая к использованию ластика. Если рисунок выполняется тушью или гелиевой ручкой, задача, с одной стороны, усложняется, так как штрихи невозможно стереть, с другой - работа идет в более быстром темпе и вырабатывается умение мысленного анализа форм, очень ценное для рисовальщика.
Светотеневая моделировка не может быть, конечно, в полной мере осуществлена в такой короткий срок. Тем не менее, времени вполне достаточно, чтобы обозначить тональную (светлотную) разницу между локальными оттенками лица, прически, глаз, губ модели. Можно также проложить общий тон тени на лице и прическе или промоделировать размытыми пятнами только места переходов от света к тени на лбу, на надбровных дугах, на скулах, на носу и подбородке.
Проблема передачи сходства нередко вызывает у начинающего рисовальщика излишнюю напряженность, сомнения, стремление к многократным поправкам. "Снять" и одновременно разрешить эту проблему можно двумя способами. Следуя первому из них, рисующий вместо конкретного образа представляет себе абстрактную плоскую картину из линий и пятен и именно ее (т. е. проекционный образ) стремится воспроизвести. Полезен и противоположный, "сверхреальный" подход к восприятию модели, когда художник пытается обнаружить в лице портретируемого сходство с какой-либо другой личностью - например, с кем-либо из старых знакомых или знаменитостей, известных по телепередачам.
Критерии оценки
1. Сходство.
2. Связность форм, анатомическая грамотность.
Портретная зарисовка. Соус. Студенческая работа.
А.Исмагилов. Учебная зарисовка. Гелевая ручка.
|