|
Учебные пособия
На главную
3. КОПИЯ ПОРТРЕТА
Задание выполняется по образцу. Используются репродукция или, если такая возможность имеется, - графический или живописный оригинал. Формат А-2. Материал - карандаш или графический материал, использованный в оригинале. Образец выбирает студент самостоятельно или следуя рекомендации преподавателя.
Копирование образцов - давняя академическая традиция. Цель копирования - изучение и усвоение исторического опыта изобразительной деятельности. Прежде всего, работа над копией способствует формированию тех же двух основных способов действий, что и при выполнении длительного рисунка гипсовых слепков и живой натуры.
Воспроизведение проекционного образа это наиболее очевидный подход, поскольку оригинал сам по себе является готовым проекционным образом. Правда, чтобы представить этот образ в виде плоского сочетания пятен, и здесь требуются некоторые усилия, поскольку портретное изображение создает устойчивую иллюзию пространства. Существует широко известный прием копирования по клеткам, облегчающий фронтализацию образа: рисунок делится на фрагменты, которые уже не выглядят такими объемными. Кроме того клетки служат и своего рода измерительным инструментом. Особенно эффективно копирование по клеткам при переводе подробных эскизов в большой размер. Однако в данном случае применение этого приема нежелательно, так как задание направлено на отработку тех приемов, которые можно использовать в работе с натуры. Более уместный прием построения путем связывания опорных точек контура входит в описание задания "Длительный рисунок гипсовой головы" (III семестр, академические занятия).
Второй способ, основанный на анатомическом анализе, применить в процессе копирования несколько труднее, чем при работе с натуры, поскольку даже самое реалистическое изображение не дает однозначной трактовки объемных форм. Чтобы правильно передать и истолковать те светотеневые нюансы, которые содержатся в оригинале, нужен опыт работы с натуры. Таким образом, успешность копирования в значительной мере зависит от успешности натурных штудий, выполненных с пониманием анатомии внешних форм. Умение применять способ анатомического анализа не столько формируется, сколько проверяется, испытывается на эффективность в процессе копирования.
Студент, копируя работу известного художника, видит, какими средствами мастер решает те же задачи построения и моделировки, которые содержатся и в учебном рисунке. Вместе с тем портрет-образец может значительно отличаться от учебных штудий: порой кажется, что портретируемый вовсе не позировал, что запечатлено редкое мимолетное мгновение. В ходе копирования есть шанс разобраться, какими приемами в каждом конкретном случае достигается такой эффект. Еще более живыми могут выглядеть действующие лица многофигурных картин или графических листов. Поэтому репродукции фрагментов сложных композиций также могут быть использованы в качестве образцов.
Графические, детально проработанные портреты довольно редко репродуцируются, преобладают зарисовки подготовительного характера. Учебным задачам, перечисленным выше, соответствуют детальные портретные оригиналы. Вместе с тем имитация техники исполнения оригинала не входит в число первостепенных задач. Поэтому в качестве образцов возможно и даже предпочтительно использование репродукций с живописных портретов и картин. Ориентировочно, это произведения Левицкого, Брюллова, Кипренского, Тропинина, Перова, Крамского и других художников 18 и 19 веков. Разумеется, за студентом остается право выбора в качестве образца любого реалистического произведения иных эпох и авторов - от Ренессанса до наших дней. Нужно учитывать лишь то обстоятельство, что изображения головы человека, созданные до эпохи Возрождения и в период новаторских экспериментов 20 века, при всех их художественных достоинствах как образцы не соответствуют содержанию задания.
Критерии оценки
1. Точность и детальность построения.
2. Точность светотеневой моделировки.
|