|
Учебные пособия
На главную
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Академия художеств - первая Академия -- Академия рисунка открылась в 1562 г. во Флоренции по инициативе Козимо I и Микеланджело. В России Императорская Академия художеств была основана в 3757 г. в Петербурге.
Анатомия пластическая - дисциплина специального художественного образования, изучающая пластические свойства человеческого тела, его внешних форм в связи с особенностями скелета и мускулатуры.
Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных.
Блик (от нем. blick) - элемент светотени, самое светлое, блестящее пятно иа поверхности предмета; является отражением источника освещения.
Живописность - применительно к графике это понятие означает преобладание светотеневой манеры над линейной.
Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
Карандаш (от тюрк, kara - черный и das - камень) - материал и одновременно инструмент для рисования в виде тонкой палочки из специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Графитные карандаши различных степеней твердости (появившиеся на рубеже XVIII -XIX вв.) состоят из минерала графита с примесью специальных сортов глины. Итальянские карандаши (известные c XV в.) изготовляются из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем.
Комикс (от англ. "смешной") - серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Комиксы появились в конце 19 в. в газетах США. Современные комиксы в могут иметь не только комический характер. Существуют комиксы "ужасов", исторические комиксы, а также построенные на основе классической литературы. Многие книги для дошкольников и младших школьников (в том числе и обучающие) представляют собой серии рисунков с подписями и репликами персонажей.
Линия - граница изображаемой формы и окружающего пространства.
Локальный тон (от фр. "местный") - характерная степень светлоты предмета или его части, сохраняющаяся независимо от условий освещения. Например, окраска гипсового слепка воспринимается белой и в сумерках и при ярком свете. Вместе с тем, освещение разделяет локальный тон на множество оттенков.
Модель - (фр. modele; от лат. modulus - мера) - человек, позирующий художнику, а также любые существа или предметы, послужившие художнику в качестве натуры.
Набросок - рисунок небольших размеров, бегло и быстро исполненный художником с целью фиксации наблюдений. Набросок может исполняться по памяти и но воображению.
Натура (лат. natura - природа) - явления, существа и предметы, который художник может изображать, наблюдая в ходе самой работы. Полностью с натуры выполняются по большей части подготовительные или учебные рисунки.
Оттенок - различие в светосиле между двумя родственными тонами.
Падающая тень - элемент светотени, тень, отбрасываемая предметом на другие предметы или поверхности. На предметах сложной формы могут наблюдаться падающие тени от выступающих частей на общую поверхность.
Пастель (фр. pastel) - красочный материал, изготовленный в виде обернутых в бумагу коротких разноцветных палочек и состоящий из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Частицы пастели слабо сцеплены с поверхностью бумаги или картона; для сохранности рисунок закрепляют с помощью фиксатива или помещают под стекло.
Перспектива (фр. perspective) - вспомогательная научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.
Пластика - конкретные особенности объемной моделировки в произведениях скульптуры, живописи или графики.
Подлинник - оригинальное художественное произведение, в отличие от копии с него, репродукции или подделки.
Полутень - один из основных элементов светотени, фиксирующий градации светлоты, соответствующие тем участкам поверхности, на которые лучи от источника света падают под небольшим углом (почти по касательной).
Пропорции - отношение размеров частей предмета друг к другу или к целому.
Ракурс (фр. raccourcir- укорачивать, сокращать) - резко выраженные перспективные сокращения, возникающие при наблюдении предмета сверху или снизу, особенно с близкого расстояния.
Растушка, растушевка - короткая палочка с конусообразным концом, приготовляемая из бумаги, - служит для растирки в пятно порошкообразного материала или штриха (выполненного карандашом, углем, пастелью, соусом), нанесенного на бумагу, картон, холст.
Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - элемент светотени, соответ-ствующий участкам затененной поверхности, подсвеченной отраженным светом.
Сангина (от лат. sanguis - кровь) - материал для рисования в виде палочек крпсновато-коричневого цвета.
Свет - элемент светотени, соответствующий освещенным участкам поверхности - самым светлым после блика.
Светотень - система оттенков светлоты объемного освещенного предмета, включающая шесть элементов: три в освещенной части -- блик, свет, полутень, и три в теневой -удар тени (собственная тень), рефлекс, падающая тень.
Силуэт (по имени французского министра XVIII иска Э. де Силуэта, на которого была исполнена карикатура в виде теневого профиля) - 1) вид предмета без деталей внутри контура; особенно ясно вырисовывается против света; 2) вид графики, изображение портретов, фигур, композиций однородно окрашенным пятном - темным на светлом фоне или светлым на темном фоне.
Собственная тень - в отличие от теней, падающих на соседние с предметом изображения объекты и поверхности, принадлежит к собственной поверхности предмета. В узком смысле применяется как аналог термина "удар тени", т. е. сравнительно с рефлексом значительно более темная область теневой части предмета, расположенная вблизи границы с освещенной его частью. От конфигурации этой границы, акцентированной тональной зоной удара тени в значительной степени зависит характер объемной моделировки.
Типаж - ярко выраженный, характерный облик героя того или иного сюжета, изображаемой сцены в живописи, графике, кино, мультипликации.
Точка зрения - место, где находится наблюдатель по отношению к видимым или изображаемым предметам.
Тушь - материал для рисования кистью и пером. В основном употребляется черная тушь.
Уголь - материал для рисования в виде палочек жженого дерева. Прессованный уголь, более интенсивного черного тона, изготовляется из угольного порошка, скрепленного растительным клеем.
Фон - любая часть рисунка по отношению к объектам первого (ближнего) плана. Неизобразительный фон называется нейтральным.
Шарж - графический портрет комического или сатирического характера.
Штрих - линия, выполняемая одним движением руки, простейший элемент техники рисования. Отдельный штрих может восприниматься как линия или сливаться с соседними штрихами в пятно.
Этюд - (фр. etude - изучение) - произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры ради тщательного ее изучения. С помощью этюдов художник разрабатывает детали задуманной композиции.
|