Учебные пособия      На главную

Спецкурс оригами проводился на заочном отделении художественно-графического факультета Башгоспедуниверситета в 1995-1997 годах. Отдельные задания этого курса использовались на занятиях в детской изостудии в 1990 году.

ОРИГАМИ (ФИГУРЫ ЖИВОТНЫХ)


Оригами – традиционное японское искусство моделирования из бумаги» Животные, птицы, цветы - разнообразие фигур удивительно при очень строгих ограничениях: квадратный лист бумаги складывается по прямым линиям без разрезания и склеивания. За пять минут при надлежащем навыке можно сделать объемную подвижную игрушку. У классического оригами есть свои особенности, которые могут быть восприняты как достоинства с точки зрения искусства: условность форм и "сопротивление материала" – не в физическом, а в творческом смысле, Для создания каждой новой модели требуется большое мастерство. Однако, с точки зрения художественной педагогики такие достоинства оборачиваются недостатками, – практически все обучение вынужденно ограничивается копированием готовых моделей. И хотя, без сомнения, всякое искусство условно, желателен и возможен более широкий диапазон условности от схемы до подробной имитации.

По-видимому, эти причины побуждают современных художников и педагогов отклоняться от жестких правил. К примеру, японский педагог Масаби Ямагучи устранил два условия: 1) квадратную форму листа допускается заменять на прямоугольную произвольных пропорций; 2) допускаются надрезы без удаления частей. Изобразительные возможности благодаря этому значительно расширяются, для работы, в отличие от традиционного оригами, требуются нож или ножницы, но сохраняется принцип "безотходного производства".

В конце концов, можно пожертвовать и этим принципом, приобретая взамен возможность раскроя листа в виде любых, самых причудливых силуэтов.
Остаются четыре существенных условия:

1) для одной модели используется только один лист бумаги;
2) склеивание не допускается;
3) складывание осуществляется по прямым линиям;
4) готовая модель должна складываться без деформаций до состояния плоского силуэта.


В процессе работы используются в разных сочетаниях три основных приема складывания бумаги.

1. Простой сгиб (рис. 1).



2 Разворот:
выполняется на основе простого сгиба; под острым углом делается второй сгиб (рис. 2),
далее лист разворачивается (рис. 3)
и по тем же линиям складывается снова, но уже симметрично относительно оси первого сгиба при этом часть внутренней поверхности выворачивается наружу (рис. 4).



3. Складка:
выполняются последовательно три сгиба с пересечением в одной точке (рис. 5),
затем лист разворачивается (рис. 6)
и складывается по тем же линиям симметрично относительно оси первого сгиба (рис. 7).



Кроме того, существует возможность преобразования разворота в складку и наоборот.

При складывании бумаги создаются ребра жесткости, составляющие подобие подвижного каркаса, в той или иной степени приближенного к конструкции скелета животного. Простые сгибы формируют основные линии каркаса, развороты и складки исполняют роль узлов, изменяющих направление прямых линий, имитируют суставы конечностей, изгибы позвоночника и форму головы. Курс изучения оригами включает в себя технические упражнения, связанные с освоением перечисленных выше приемов и их сочетаний, чередующиеся с выполнением творческих заданий.


Упражнения I этапа

1. Узкий длинный прямоугольный лист складывается продольно и выполняется зигзагообразная фигура при помощи приема "разворот" (рис. 8) .



2. Фигура "квадрат" с использованием четырех разворотов (рис. 9).



3. Спиралеобразная фигура с использованием последовательного ряда складок (рис. 10).

4. Двойной симметричный разворот (рис. 11); на его основе выполняется волнообразная фигура (рис. 12).



5. Двойной последовательный разворот (рис. 13); на его основе выполняется кольцеобразная фигура (рис. 14).





Упражнения II этапа

1. Зарисовки различных видов животных (рисунки с натуры или копии),

2. Моделирование из бумаги фигур животных произвольной конструкции с использованием изученных на 1 этапе приемов складывания; ножницами вырезаются характерные детали.

3. Упрощенная схема фигуры животного (рис. 15).



4. Фигуры конкретных животных на основе схемы. Используются предварительные зарисовки. Соответственно внешнему виду животных изменяются пропорции схемы, очертания деталей, в отдельные части схемы могут вноситься конструктивные дополнения.

Упражнения III этапа

1. Конструкция пояса передних конечностей животного. Выполняется три параллельных сгиба на прямоугольном листе бумаги, затем делается разворот среднего сгиба и складки, соединяющие его с боковыми сгибами (рис. 16, 17).



2. Конструкция пояса задних конечностей животного. Выполняется три параллельных сгиба на прямоугольном листе бумаги, затем делается разворот среднего сгиба и складки на боковых сторонах (рис. 18, 19).



3. Две предыдущие конструкции соединяются на одном листе (рис. 20).



4. Полная схема фигуры животного (рис. 21).



5. Фигуры конкретных животных на основе полной схемы (рис. 22, 23).





6. Группа животных или фантастических существ, объединенных сюжетом басни, сказки или мифа.



Чертеж фигуры лошади - для распечатки в формате DOC (30 Кб)

Чертеж фигуры тиранозавра - для распечатки в формате DOC (48 Кб)



Яндекс.Метрика





Hosted by uCoz