2.1. Поэтапная реконструкция системы продуктивной изобразительной деятельности в учебном процессе. |
В ходе последовательного ряда формирующих экспериментов на занятиях по рисунку на художественно-графическом факультете БГПУ (проводимых с 1982 года), а также в результате занятий по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста нами были найдены различные варианты организации учебного процесса, составляющие шкалу перехода от стихийного и репродуктивного его состояния к продуктивному и управляемому. Основные варианты, выбранные для описания и сопоставления, следующие:
1) исходный, или традиционный, вариант организации учебного процесса на основе натурных постановок; 2) организация учебного процесса на основе образцов изобразительной деятельности; 3) организация процесса на основе совокупности элементов изобразительного языка; 4) организация процесса на основе целостных единиц изобразительной деятельности. Поэтапный переход от исходного варианта к завершающему представляет собой единый формирующий эксперимент (87, 50), направленный на реконструкцию системы продуктивной изобразительной деятельности в условиях массового обучения. Психолого-педагогическое обобщение данного опыта требует рассмотрения и сравнения следующих характеристик вышеназванных вариантов:     • мотивы;     • цели;     • задачи;     • социально-ролевая структура. |