Книжки с картинками Владимира Сутеева запомнились мне еще в раннем детстве. До сих пор хранится сборник его сказок, купленный для моих детей-дошкольников, которые теперь уже стали взрослыми. Книжки эти в советские времена издавались миллионными тиражами. И тут же исчезали. Сейчас их можно купить в любом книжном магазине, и не раскупаются они мгновенно только потому, что цены на них многократно возросли.
Мне трудно назвать современного российского художника-иллюстратора детских книг, которого можно было бы сравнить с Сутеевым. Но он выделяется и на фоне своих коллег-современников, многих из которых так и хочется назвать настоящими волшебниками. Всё дело в том, что Владимир Сутеев - не только иллюстратор. Он сам автор множества текстов, к которым рисовал картинки. Проще говоря, он мастер комиксов. Но и текст для комиксов тоже может создаваться не самим художником, а профессионалом сценаристом. А здесь "композитор" и "исполнитель" очень часто в одном лице. Есть авторская песня, а есть еще, оказывается, авторская сказка-комикс. Но если бардов - тысячи, то таких художников, как Сутеев - единицы.
И даже среди художников, которые сочиняют и рисуют комиксы, его сейчас не с кем сравнить. Если кто-то и делает что-либо подобное, то гораздо более низкого качества. Комиксов в России вообще мало, но и то, что делается - не для детей, а для подростков или даже для взрослых.
В этом году исполняется 50 лет журналу "Веселые картинки". Помнится, там было немало рисованных историй. Но они по большей части забыты, не переиздаются. Сутеев переиздается. В чем же секрет?
Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов. Всё это есть. Но здесь хочется сказать об особенном, характерном для Сутеева построении сюжета, характере поведения героев. Они постоянно активно общаются и активно действуют. В самом коротком сюжете Сутеева происходят в связи с этим какие-то, часто неожиданные превращения. Как в настоящей сказке. Некоторое чудо или, если без пафоса, некоторый фокус происходит на глазах у зрителя. Все компоненты этого фокуса на виду, всё просто, ясно, никаких секретов, никакого обмана. И всё же - явное волшебство. Три разноцветных котенка вдруг все вместе становятся белыми, потом черными, потом мокрыми, потом снова такими же, как были сначала. Нарисованные сыр и сосиски на глазах у изумленного мышонка превращаются в кошку. Бесполезные вещи в руках сообразительных зверушек превращаются в полезные ("Палочка-выручалочка", "Разные колеса").
Персонажи этих детских книжек не сюсюкают, не дурачатся - они же заняты делом. Они могут что-нибудь строить ("Кораблик"), или что-нибудь самоотверженно исследовать ("Кто сказал "мяу"?"). Короче говоря, все эти нарисованные звери - люди серьёзные, люди творческие.
И все эти сказки - лучшая иллюстрация к психологической теории деятельности. Здесь можно наглядно увидеть и мотив, и цель, и действия, и операции. И увидеть, что происходит, если эти элементы сдвигаются, выпадают, пересекаются, не совпадают у разных героев ("Капризная кошка"). Такую психологию и такую педагогику можно и нужно изучать на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Кто-то скажет - что тут изучать, это же всем с детства известно! Да, но известно как зрителям, читателям. А вот как художникам, писателям, педагогам - совсем неизвестно. Кстати, нечто подобное пытался делать вместе с детьми Сухомлинский: они не только писали, но и рисовали сказки. Но получалось не так интересно.
Сутееву можно было бы посвятить отдельное искусствоведческое, филологическое и педагогическое исследование. К сожалению, очень редки специалисты, способные охватить все три этих научных аспекта его творчества.
Поэтому пока, без претензий на научность, скажу, что в основе сюжетов Сутеева - своего рода конструктивная магия, наглядная и веселая диалектика реальной жизни. В этом есть нечто от народных сказок о животных (ловких и деятельных без колдовства), нечто от пафоса вечного советского "строительства", нечто от сегодняшней идеологии смелой предприимчивости.